+7 (495) 380 19 85

Главная » Новости » Мнение » По следам конференции по инжинирингу или картина мира МСП «как он есть»

По следам конференции по инжинирингу или картина мира МСП «как он есть»

08.07.2016

Зельтерман Марк

Компания:

Должность: Директор


В конце мая в Москве, в «Экспоцентре» на Красной Пресне, прошла III-я ежегодная конференция «Инжиниринг в экономике России».

Конференция объединил все стороны, заинтересованные в развитии российских малых и средних производственных предприятий. С докладами выступили представители федеральных органов исполнительной власти, специалисты из различных отраслей экономики, руководители и топ-менеджеры производственных предприятий, эксперты международного уровня. Комплексный взгляд на сегодняшнюю ситуацию показал роль и направления деятельности центров инжиниринга, которые востребованы на всех уровнях взаимоотношений государства и бизнеса.

На мероприятии были представлены ключевые программы Минпромторга и Минэкономразвития. Выступали те, кто сегодня обеспечивает поддержку малых и средних предприятий — представители различных структур с государственным участием, крупных банков и лизинговых компаний. Позиция финансовых организаций вызвала большой интерес у руководителей тех самых МСП, ради развития которых и проходят подобные дискуссии.

Производственники на примерах конкретных ситуаций подробно рассказали о сложностях, с которыми они сталкиваются. Самым главным сдерживающим фактором развития они назвали недофинансирование. Причем нельзя сказать, что всё сводилось к пресловутому «дайте денег».

Интересно, что исследование KPMG показало: количество МСП в России на душу населения не меньше, чем в Европе или Америке. Вся разница в масштабах МСП. К примеру, если у нас речь идет о 10 занятых на каком-то предприятии, то в других странах на сопоставимом предприятии работает 50 человек. И когда речь идет о недофинансировании — это про скорость развития малого и среднего бизнеса РФ. Про «довыращивание» поставщиков корпораций. Про инновационную экономику. Там, где на собственных ресурсах и возможностях инвестирования предприниматель будет расти до крупного предприятия 10–20 лет, с господдержкой эти сроки могут быть уменьшены в разы.

Во всех «развитых» странах есть мощная инфраструктура поддержки МСП. Любая появившаяся инновационная идея подхватывается многочисленными государственными и коммерческими структурами и выращивается до результата. Фонды, инжиниринговые и консультационные компании, юридические и бухгалтерские службы, технопарки, инвестиционные группы, научно-технические бюро и лаборатории, крупные корпорации, банки, внешнеэкономические и торговые организации — все являются звеньями единого комплекса работы с предпринимателями. Так живут Южная Корея, США, Германия. Никто давно не надеется на невидимую руку рынка.

В России эта работа только начинается. С предпринимателями, занятыми в сфере производства, сегодня начинают работать региональные центры инжиниринга (РЦИ). Правда приходится преодолевать барьер недоверия: производственники со стажем говорят, что «государство не видели» предыдущие 25 лет, сами выживали. И эти люди, эти предприятия, которым удалось выстоять в череде кризисов, и есть, на самом деле, самая экономически здоровая часть общества. Несмотря на все сложности, именно с ними, в первую очередь, необходимо строить взаимодействие. Своей работой эти производственники уже всем всё доказали — они могут многое, с поддержкой государства — смогут еще больше.

Корпорация МСП: помогаем взять барьер, бюрократический

Ключевым агентом влияния государства на малый и средний бизнес должна стать Корпорация МСП. В свою очередь, региональные центры инжиниринга РФ призваны помочь клиентам при взаимодействии с Корпораций. Результат — финансирование, увеличение оборота компаний, рост налоговых платежей, увеличение количества высокотехнологичных рабочих мест.

В начале января 2016 года в управление Корпорацией зашла новая команда во главе с Александром Браверманом. В настоявший момент можно обозначить два ключевых направления, на которых Корпорация сосредоточила свои усилия.

Во-первых, это обеспечение выполнения Указа Президента, обязывающего крупнейшие компании РФ с госучастием осуществлять не менее 18% закупок у предприятий МСП. Текущее количество компаний, с которыми тесно работает Корпорация МСП, — 35. Среди них РЖД, Газпром, предприятия Росатома, Почта России и другие флагманы российской экономики. К концу года количество партнеров Корпорации МСП планируется увеличить до 100.

Очевидно, что сегодня сегмент b2c не может стать драйвером инновационного развития предприятий. Отставание отечественных производителей на этих рынках — 10–15 лет. Сначала нужно догнать конкурентов, чтобы потом попробовать их обогнать. А вот b2b -реальное поле для работы, с возможностью быстрой монетизации проектов.

Корпорация МСП уже собрала в отдельном файле 30 000 тендеров госкомпаний, к участию в которых в 2016–2017 году приглашаются представители малого и среднего бизнеса. Из 18 трлн. руб., которые расходуются госкомпаниями на тендерах, 18% — это контракты на сумму 3,24 трлн., исполнителями по которым должны стать субъекты МСП. Как показывает анализ контрактов, две трети из них — на оказание различных услуг. Соответственно, 1,08 трлн. руб. — это стоимость договоров поставки товаров. Вот общий объем заказов, на который в числе прочих могут рассчитывать производственные предприятия — целевые клиенты региональных центров инжиниринга.

Следует сказать, что за предыдущие годы тендерная система обросла немыслимым количеством самых разных барьеров. Чтобы пробиться и стать поставщиком крупного бизнеса, необходимо пройти через множество сложных и недешевых бумажно-контрольных процедур.

В числе ограничений есть и такое: небольшому производственнику нужно привести технические характеристики выпускаемых товаров в соответствие с импортными аналогами, которые долгие годы закупал крупный заказчик. По большому счету, госкомпаниям куда проще купить китайские/немецкие/колумбийские детали у торгового агента, чем ломать прежние схемы, но обеспечивать работой российского производственника. И это несмотря на то, что по стоимости многие отечественные товары заметно превосходит импортозамещаемые аналоги.

Распространенные ситуации при работе крупных компаний с МСП:

В какой-то момент крупная компания говорит, что в тендере может участвовать только та продукция, которая соответствует европейскому стандарту. Это небыстрое дело и наши производители от тендера «отрезаются». Да, срок службы отечественных труб и технологический процесс их прокладки проверен на практике. Но с ними не связываться, потому что придется «заморочиться» — изменить проектную документацию. «Мы, конечно, не дадим вам ни одной технологической бумажки по нашему текущему поставщику. Есть тендер, там все написано. Как и с кем мы работаем сейчас — это наша коммерческая тайна. Добывайте всю информацию как-нибудь сами» — слушать такое российским производителям приходится часто. Ну и что, что чьи-то катера не имеют аналогов на рынке. Значит, под них нет никаких стандартов. «Придумайте, как их лицензировать, проведите его по всем инстанциям, тогда мы позволим вам работать дальше» — вот те семь кругов ада, пройти которые решится далеко не каждый.

Доходит до смешного. Чтобы соответствовать ТЗ на поставку инструмента, иногда приходится регистрировать название продукции, похожее на импортный аналог. Это как вместо «Адидаса» указать «Адидас Р».

Еще примеры распространённой риторики:

«Нам нужны электрошкафы, которые соответствуют таким-то ТЗ. Но заплатить мы вам сможем только за готовую продукцию, а все расходы на НИОКР попытайтесь „втиснуть“ в эту цену. Никаких гарантий, что этот продукт можно будет масштабировать на другие подразделения нашей компании, мы дать не можем».

«Да, ваша продукция не имеет мировых аналогов по уровню давления, которое может выдерживать. Но объем потребления ее у нас очень большой. Где взять десятки миллионов, чтобы начать серийное производство, думайте сами».

«Мы не хотим заниматься ремонтом двигателей в рамках основной деятельности нашей компании, поэтому вывели эти работы в небольшое дочернее подразделение. Но чтобы вам начать работать с этой „дочкой“, вы должны получить от нас подписанную разрешительную бумагу. В ней должно быть подтверждение вашей квалификации. Как получить от нас это согласование? Хороший вопрос…».

Тем не менее, на прошедшей конференции было озвучено, что руководство как минимум 10 госкомпаний действительно заинтересовано в снижении издержек и настроено на реальную работу с российскими малыми и средними предприятиями. Эти госкомпании готовы тесно сотрудничать с Корпорацией МСП, внимательно изучать реестр отечественных поставщиков, который она составляет.

Одно из ключевых условий включения в реестр — высокий балл оценки индекса технологической готовности (ИТГ). Рассчитать индекс технологической готовности помогают региональные центры инжиниринга. Кроме того, реальным инструментами, связывающим потребности госкомпаний и представителей МСП могут стать планы модернизации, бизнес-планы, ТЭО. Эти документы также разрабатывают подрядчики РЦИ.

… и дешевые деньги есть!

Еще одним ключевое направление работы Корпорации МСП — программа «Шесть с половиной». Она дает предприятиям возможность получить кредит под 11% годовых. Такая ставка интересна предприятиям. Более того, до 80% залога Корпорация готова прогарантировать предприятиям с высоким ИТГ. Сейчас на условиях (деньги под кредит плюс гарантия) в РФ работает только Корпорация МСП. Большой плюс программы «6,5» — проектная схема кредитования. То есть финансируются инновационные для предприятия-заемщика проекты, а не текущая деятельность.

Стоит отметить, что по этой программе корпорация самостоятельно рассматривает только те проекты, стоимость которых составляет более 200 млн. руб. Конкуренция за эти деньги между предприятиями огромная.

Для тех, кто ищет финансирование для менее капиталоемких проектов, путь к деньгам Корпорации МСП несколько длиннее. Сначала необходимо договориться о сотрудничестве с одним из банков-партнеров Корпорации. Затем с помощью «Деловой России», совместно с банком оформить заявку и подать ее в Корпорацию МСП. Итогом должен стать кредит.

Банки: главное — всё по полочкам

Что до банков, то они сейчас испытывают избыток ликвидности. Они как кредиты не выдают, так и не покупают на межбанковсокм рынке под 9–10%. Кредитовать попросту некого. Методики скоринга, которым используют кредитные инспекторы, в большинстве своем не менялись уже лет двадцать. Они «заточены» под торговлю или крупных производителей. По ним слова «маркетинг» или «техническое состояние производства» могут быть, конечно, вставлены в соответствующие поля, но их вес будет невысок.
При всем при этом, 5% маржи, которые требуются банкам для содержания собственной инфраструктуры, подводят ставку кредитования к 15%. Она неподъемна для длинных инновационных кредитов.

Можно сделать вывод: в целом культуры кредитования небольшого производителя в банковской системе РФ нет. Банки стремятся профинансировать одного большого клиента на миллиард. Он им гораздо интересней, чем 100 небольших компаний, которым можно выдать ту же сумму.

Тем не менее, приоритеты банкиров постепенно меняются. На конференции они озвучили несколько интересных правил, которые увеличат шансы предприятий малого и среднего бизнеса на получение займа.

Банкам важен продукт предприятия с понятным маркетингом и рынком сбыта. Интересны проекты, позволяющие снизить себестоимость, увеличить мощность производства, улучшить качество продукта. Они не горят желанием работать с предприятиями, которые, к примеру, производили стаканы, а теперь вдруг хотят собирать самолеты. Вызывают опасения проекты, где конечная цель — современный, революционный продукт и львиная доля рынка.

Также нужно понимать, что кредитную заявку рассматривают десять членов кредитного комитета. У каждого из них своя профессиональная подготовка и жизненный опыт. Материалы, которые подаются в банк, должны содержать информацию, понятную всем членам комиссии. Каким бы гениальным ни был проект, раскрывать преимущества нужно так, чтобы они впечатлили даже человека, не являющегося специалистов в той или иной отрасли.

Еще один важный момент. Банкиры прекрасно разбираются в финансовой составляющей любого бизнеса. Это их специализация. Большинство МСП ведут свой финансово-управленческий учет вполне понятно. Но случается, что предприятие с прекрасным продуктом и большой долей рынка не может (в силу тех или иных особенностей организации своего бизнеса) показать достаточную финансовую устойчивость, ликвидность, платежеспособность, рентабельность. Причем, как правило, это связано с неправильным документооборотом или некорректным распределением движения денежных средств между своими же фирмами. Финансово-управленческий аудит РЦИ помогает разбираться с такими ситуациями. Если провести определенный исправления, предприятия МСП выглядят уже вполне платежеспособными.

Очевидно, что любые документы, которые запрашивает банк при рассмотрении заявки на кредит, направлены на снижение рисков. Ключевые риски в производстве — состояние технологических процессов, состояние оборудования, качество применяемых технологий. Выявить их помогает технический аудит. В этом отношении банки испытывают настоящий голод. Часто им приходится иметь дело с «заключением на заключение»: кто-то когда-то делал обследование производства, и на это давнее обследование, аудитор дал свое заключение. Нередко техаудиты предоставляются банкам как описание производства со слов клиента или его топов. Такие интервью лучше техническим аудитом не называть. Есть, конечно, компании, которые зарабатывают на проведении техаудитов. Но и тут банкиры сетуют на низкое качество проработки, непрофессионализм. Такие исследования риски банка не снижают. А вот на основательные, детальные заключения, выполненные специалистами инжиниринговых компаний, спрос у банков есть. Именно такой аудит проводит РЦИ. Осталось подогнать под такие заключения собственные методики для работы на местах.

Аудит в помощь

Единое общее желание у всех участников процесса — создание в России института экспертов, который должен закрыть текущие потребности рынка в полноценной и достоверной информации о качестве бизнеса того или иного производителя. В настоящий момент единственным инструментом, прошедшим «клинические испытания» в боевых условиях рыночной экономики можно назвать оценку индекса технологической готовности (ИТГ). Количественная оценка качественных показателей производственного предприятия. Понятная бальная система. В Германии ни одно учреждение не станет разговаривать с предприятием без предоставления ему аналога ИТГ. Из результатов обследования ИТГ можно строить адресный план различных видов господдержки для конкретного предприятия.

При появлении соответствующей инфраструктуры, возможно, слово инновация в бизнес-плане перестанет быть той черной меткой, которая гарантированно не позволяет получить кредит в нынешние времена. У некоторых банков есть стремление совместно с Корпорацией МСП создать «коробочный продукт» до 50 млн. руб. Есть понимание, что первопроходцев по этим продуктам нужно проводить в «ручном режиме». Топ-менеджмент банков говорит о появлении вектора развития с приоритетом к работе с производственными МСП.

Фонды: венчур не пугает

В отличие от стран, которые приближены к станку, печатающему доллары станку, в России венчурное финансирование в эталонных масштабах пока не прижилось. Мешает и позиция правоохранительных органов: отсутствие принципа презумпции невиновности.
В наших условиях эталонным венчурным инвестором можно назвать Фонд Содействия. Она работает с 1994 года. Накоплен уникальный для России опыт работы с инновационными проектами. Для малого и среднего бизнеса характерна высокая мобильность, предполагающая постоянную генерацию новшеств, как условие выживания на рынке. Фонд поддерживает примерно четверть поданных на финансирование заявок, 10% из поддержанных заявок подаются в Фонд при поддержке центров инжиниринга. Высокий результат.

Также стоит отметить, что сейчас вход в рези значительно проще стать резидентом «Сколково». Уже не обязательно перевозить производственные мощности на территорию комплекса в Москве. Понижены требования к масштабу проекта. В свою очередь, проекты с весомым объемом целевого рынка рассматривает и поддерживает как инвестор «Роснано». Корпорация располагает ресурсами для льготных займов под 12%.

К осени должен заработать Центр конструкторской разработки для нефтегазовой отрасли. Он сможет компенсировать до 70% расходов на НИОКРы, направленные на разработку технологий в эту отрасль. Также вызывает интерес проект по 70%-ному софинансированию закупки ПО для инжиниринговых компаний.

Такие проекты способны стать реальными инструментами поддержки малых и средних производственных компаний. С их помощью, шаг за шагом мы возвращаем доверие бизнеса к государству. Уже сейчас руководители предприятий малого и среднего бизнеса говорят: «Это действительно про нас и для нас. Спасибо. А когда все заработает?»

Многое уже работает. Центры инжиниринга вам в помощь!



Возврат к списку