+7 (495) 380-19-85

info@enginrussia.ru

Главная » Новости » Лента новостей » Владимир Малахов: Три кита инжиниринговой компании

Владимир Малахов: Три кита инжиниринговой компании

11.08.2014

Владимир Малахов, генеральный директор ООО "Современные Технологии Генподрядного Менеджмента",  к. э. н., доктор делового администрирования:

– Логичным и ожидаемым следствием усиления дискуссии об инжиниринге стало и возникновение активного диалога о роли и месте инжиниринговых компаний в экономике страны. Обсуждение вопросов инжиниринга, инициированное поручением Д.А. Медведева от 23 мая 2013 года о создании «Дорожной карты» (Плана мероприятий) в области инжиниринга и промышленного дизайна, вышло на новый виток, после того как появился целый ряд программ и отдельных мероприятий по поддержке инжиниринговых компаний малого и среднего бизнеса. Более того, появились постановления о создании региональных инжиниринговых центров и центров инжиниринговых компетенций, которые, по мнению их инициаторов, должны стать центрами концентрации новой структуры развития национального инжиниринга. Реально ли это или нет, покажет время. Однако предварительный ответ на этот вопрос дал один из руководителей Ульяновской области: «Зачем нам еще нужны дополнительные чиновничьи структуры в области инжиниринга и поддержки МСБ, когда уже существует целый комплекс аналогичных или сходных по своему функционалу программ, институтов и подразделений, начиная от центров кластерного и промышленного развития регионов и заканчивая всевозможными структурами поддержки местных производителей и предприятий МСБ? Нет смысла в создании еще одного денежного ручейка из федерального бюджета, который не гарантирует очевидный системный результат». Трудно не согласится, поскольку отношение и требования к так называемым инжиниринговым компаниям невозможно сформулировать без четкого осознания. И нужно понимать, что это такое.

СТАТУС ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ

Для того чтобы сделать определенные выводы о статусе инжиниринговой компании, необходимо сначала рассмотреть некоторые дискуссионные зоны этого понятия. Вот только самые спорные из них:

1.  Сопоставление инжиниринговых компаний с точки зрения классификации инжиниринга. Среди прочих классификационных базисов, пожалуй, одним из самых чувствительных оснований является разделение по физическому объекту инжиниринга (Инжиниринг как создание полезной, пригодной для коммерческого использования информации об архитектуре физического объекта или природе физического процесса). Здесь есть только две ключевых разновидности физических объектов: движимые объекты и объекты недвижимости. Это разделение говорит о том, что надо предполагать совершенно различные инжиниринговые компании. Компании, призванные создавать новые товары народного потребления, машины и механизмы, станки и транспортные средства, инструменты и приспособления или иные средства труда, скорее принято называть не инжиниринговыми, а инженерно-конструкторскими, дизайнерскими, архитектурными или даже научно-инновационными.

Когда речь идет об инжиниринговой компании, критическая масса представителей бизнеса подразумевает именно компанию по созданию объектов недвижимости. В этом тоже состоит проблема соотнесения представлений делового оборота и закрепления законодательной терминологии. Когда идет речь о поддержке инжиниринговых компаний, особенно малого и среднего бизнеса, скорее всего, имеются в виду компании, генерирующие новые средства труда, технологии и товары, а не объекты недвижимости в комплексе. Именно поэтому надо законодательно отделить производственные инжиниринговые компании от компаний, занимающихся инвестиционно-строительным инжинирингом.

2.  Сравнение инжиниринговых и инженерных компаний. Другое ключевое противоречие в понимании инжиниринговых компаний кроется в ее ментальной привязке к инженерному делу и инженерии в целом. Этот конфликт усугубляется разночтениями в переводе с иностранных первоисточников, когда под инжинирингом понимается и инженерное дело (инженерия), и проектирование, и набор специализированных услуг по сопровождению инвестиционно-строительных проектов. Многочисленные эксперты чаще всего совершенно справедливо характеризуют понятие инжиниринга, как вид деятельности в сфере услуг, в основе которых лежит понятие «инженер» или «инженерное дело». Однако именно этот нюанс не позволяет сделать инжиниринговые компании и инженерный бизнес синонимами. Прежде всего, с точки зрения понятийного поля и классификации инжиниринга и инженерного дела. Инжиниринг включает в себя существенную долю нетехнического инжиниринга, т.е. услуг по трансформации не только естественных, но и прочих наук в коммерчески полезную информацию о целесообразности создания физических объектов и использовании физических процессов. Другими словами, он содержит значительную долю организационно-управленческого и финансово-стоимостного инжиниринга. В то же время, инженерное дело ограничивается естественнонаучным базисом и не ставит перед собой задач создания коммерчески выгодных результатов.
 
Кроме того, инженерное дело выходит далеко за рамки так называемого технико-технологического инжиниринга, поскольку присутствует и в научно-исследовательских работах (НИР), и опытно-конструкторских разработках (ОКР), и в экспериментальном производстве и моделировании процессов (R&D – Research&Development), которое может и не закончится выходом на инжиниринговый этап своего жизненного цикла. Таким образом, надо заранее констатировать, что к инжиниринговым компаниям можно относить только те предпринимательские структуры, которые заняты обоснованной трансформацией результатов научного поиска и исследований в востребованные рынком товары с добавленной потребительской ценностью.

3.  Роль и место инжиниринговых компаний инвестиционно-строительной сферы в России и мире. Российские инжиниринговые компании, занятые в инвестиционно-строительной деятельности, давно стали притчей во языцех у большинства заказчиков крупных инвестиционно-строительных проектов. Основная их претензия сводится к тому, что многие компании, называющие себя инжиниринговыми или даже имеющие такое слово в своем названии, по факту таковыми не являются. Они не отвечают требованиям заказчиков при предоставлении услуг инжиниринга! По данным ОАО «Группа Е4» в России около 7 000 компаний номинируют себя инжиниринговыми в инвестиционно-строительной сфере, из которых реально имеют право считать себя таковыми не более 200–500. Если учесть мировые тенденции, то наличие в национальной экономике той или иной страны хотя бы одной крупной инжиниринговой компании уже считается успехом. Кроме того, если взглянуть на сотню лучших инжиниринговых компаний мира, вы не обнаружите там российских компаний. Периодически во второй сотне появляется российский «Стройтрансгаз». Однако это скорее ретроспективные последствия его прошлой зарубежной деятельности, чем объективная оценка текущего уровня инжиниринга. Основная масса крупнейших инжиниринговых компаний мира имеет годовую выручку не менее 10 млрд долларов США, а потому нам надо искать понятные и действующие механизмы по созданию национальных инжиниринговых монстров.

Желание экспертов «привести к единому знаменателю» понятие «инжиниринговой компании», пусть даже оно ограничивается исключительно инвестиционно-строительной сферой, стало не просто отражением профессиональной заинтересованности в упорядочивании такой деятельности, но и объективной экономической задачей федерального уровня. Создание условий для появления, взращивания и сохранения собственных инжиниринговых китов невозможно без государственной поддержки. Ни одна страна не может себе позволить бросить редкий, но инжиниринговый бизнес на произвол судьбы. Во многих национальных экономиках валовый доход от инжиниринговой деятельности приносит до 20%. У России также есть к этому существенный национальный интерес и такой же потенциал для его достижения. Складывается впечатление, что официально декларируя готовность создавать и поддерживать инжиниринговые компании инвестиционно-строительного сектора экономики, по факту идет обсуждение чисто инженерных вопросов, начиная от уточнения сертификационных требований к профессиональным инженерам-консультантам и заканчивая подведением инжиниринговой деятельности под существующие статьи ОКВЭД в области проектирования, изысканий, сбора исходно-разрешительной документации и земельно-устроительных работ. Есть ряд и других видов активности, требующих особого внимания для безопасности работ и жизнедеятельности участников процесса, но они не дают оснований для выведения инжиниринговой деятельности в отдельную статью ОКВЭД.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПУЛА ИНЖИНИРИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

Рассмотрим основные направления работы по формированию пула инжиниринговых компаний инвестиционно-строительной сферы в России в зависимости от поставленных выше проблемных источников.

Ситуация с созданием в России института инженеров-консультантов по аналогии с западными ассоциациями требует правильного оформления. По Градостроительному Кодексу функции технического заказчика вполне может выполнять и физическое лицо. Вопрос наборе лицензий, которыми он должен владеть для выполнения обязательств. Гораздо более сложный вопрос о различиях инженерных и инжиниринговых компаний в инвестиционно-строительной сфере. Многие эксперты рассматривают их синонимично, но в результате несколько тысяч инженерных или инжиниринговых компаний сами себя номинируют таковыми в зависимости от их рыночных умонастроений. Я выступаю за четкое разделение функционала и полномочий, подтвержденных соответствующими документами.

Отличие инжиниринговых компаний от инженерных должно проходить по аналогичным рассуждениям. Например, все прекрасно понимают, что такое адвокатское бюро, поликлиника или торговый центр в виде аренды площадей для бутиков. Это некая сумма лицензий, позволяющая каждому их персональному владельцу осуществлять личную профессиональную деятельность без ограничений. Доходы от личной деятельности являются ключевыми, а доходы от временного объединения лицензий для создания интегральных услуг – периодическими и необязательными. Так должна работать и инженерная компания, которая представляет собой алгебраическую совокупность лицензий инженеров-консультантов, которые могут временно объединиться для реализации общего проекта и получить для этого необходимые корпоративные свидетельства. Однако это объединение не несет ответственности после его распада. Каждый остается ответственным в пределах личной лицензии.

Инжиниринговая компания не только дает интегральные продукты, но и несет ответственность за продукт после его ввода в эксплуатацию. Она отвечает за корпоративные решения всем своим имуществом, а иногда и имуществом учредителей. Она дает гарантии независимо от того, где и сколько у нее специалистов с лицензиями, так как она должна иметь особый документ инжиниринговой компании, например, сертифицированную систему управления проектами, а также сертификат системы менеджмента знаний, позволяющий требовать специальную компенсацию инжиниринговых услуг. Кроме того, такая компания должна иметь собственный фонд нематериальных активов, в виде оформленных прав собственности на корпоративные интеллектуальные продукты. Право на компенсацию инжиниринговых услуг является ключевой прерогативой такой компании. Именно в этих условиях сформируется небольшой круг крупных инжиниринговых компаний и широкий круг инженерных консультационных бизнесов, а также значительное число самостоятельных инженеров-консультантов. Условно эту иерархию можно выстроить так:

  • Инженеры-консультанты. Сертифицируются соответствующими профессиональными ассоциациями на основании утвержденных регламентов и требований. Это должны быть ассоциации физических лиц наподобие адвокатских палат, палат оценщиков или соответствующих ремесленных сообществ. Ответственность инженера-консультанта ограничивается его тарифами и доходами, а также страховым участием в соответствующей профессиональной ассоциации. Такие инженеры могут сопровождать весьма недорогие проекты или входить в состав проектных команд для крупных проектов.
  • Инженерные компании. Совокупность инженеров-консультантов, работающих как в общих проектах компании, так и самостоятельно в случае перерыва в проектной корпоративной работе. Инженерные компании входят в ассоциации отраслевых компаний, где также получают соответствующие разрешения на предоставление комплексных проектных услуг. Однако оценка их деятельности происходит исключительно в пределах тарифов на данные услуги. Это могут быть проектные организации, компании по техническому и строительному надзору, компании по предоставлению услуг календарного планирования, сметной оценки стоимости и сопровождения проекта. Ответственность ограничивается доходами компании, каждого инженера-консультанта и страховыми выплатами в соответствующих ассоциациях. Такие компании могут вести периодические мелкие и средние проекты, а также частично выполнять функции технического заказчика в различном объеме функционала.
  • Инжиниринговые компании. Имеют не только минимальный объем резервных специалистов в области управления проектами, в том числе квалифицированных инженеров-консультантов, но и сертифицированную систему управления знаниями, систему управления проектами, а также необходимый состав квалифицированных управляющих проектами. Именно такая компания должна иметь право на компенсацию инжиниринговых услуг от заказчика вне инженерных тарифов, в том числе и на конкурсной основе. Главное отличие таких компаний от инженерных – способность гарантировать качество работы в полном объеме, привлекать капитал для реализации проектов «под ключ», формировать пул соисполнителей по всем направления в зависимости от пожеланий заказчика и его собственных компетенций.

  • ТРИ КИТА ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ

    Если отталкиваться от специфики инжиниринговой компании, можно практически сразу сделать вывод, что при таких объемах ответственности реально мощных и устойчивых инжиниринговых компаний весьма немного. Такую компанию можно коротко охарактеризовать так: инжиниринговая компания инвестиционно-строительной сферы – это уникальная организационно-правовая формализация деятельности по предоставлению комплексных инжиниринговых и консультационных услуг по реализации инвестиционно-строительных проектов, в т. ч. проектов редевелопмента недвижимости. Даже это определение не позволяет буквально каждому специалисту инвестиционно-строительной сферы быть уверенным, что он работает именно в инжиниринговой компании. Большинство экспертов склоняются к следующему набору свойственных именно институциональной инжиниринговой компании инвестиционно-строительного сектора обязательных атрибутов.

  • Численность и структура персонала должна составлять не менее 1000 человек. Кроме того, необходима способность начать работу по любому крупному проекту со стартовой рабочей команды численностью не менее 15–30 человек, а по сверхсложным проектам – с 45–50 человек. Должны быть резервные источники формирования персонала на новые проекты и наличие унифицированной системы подготовки нового персонала для работы в проектах, гарантированная скорость мобилизации проектного персонала до 100 человек через 1 месяц, до 500 человек через 3 месяца.

  • Наличие собственных профессиональных компетенций, выраженных в формализованных инженерных школах по направлениям инжиниринга и банка патентов по этому направлению, обеспечивающему конкурентные преимущества в отрасли, регионе или в комплексе.

  • Наличие методологического центра управления инвестиционно-строительными проектами и системы постоянного мониторинга эффективности ее работы. Наличие четко сформулированного понятийного аппарата управления проектами, от физического (не виртуального) проектного офиса, как функционального контрольно-методологического органа, до офиса управления проектами и системы трансформации новых проектов в комплексные проектные направления.

  • Наличие централизованного органа информационной поддержки управления проектами, проектирования и документооборота, обеспечивающий возможность работы проектных команд в любой географической точке и вне зависимости от сложности проекта. Наличие системы резервирования электронных данных, их архивирования, воспроизводства и актуализации с применением гибких технологий обновления и обучения персонала. А также применение технологий, позволяющих внедрять инструменты самообучения персонала без ущерба для функционирующих продуктов и результатов труда.

  • Кроме названных особенностей инжиниринговых компаний, эксперты приводят еще до 30 различных факторов, позволяющих говорить, что вы работаете именно в инжиниринговой компании. Это и доступ к финансовому рынку, и наличие системы самодостаточного финансирования, гарантированный период жизненного цикла уже законтрактованных проектов и другие. Разумно остановиться на ключевых факторах, которые можно не только стандартизировать и описать с точки зрения технического регулирования, но и настроить систему сертификации и периодического аудита.

    ТРИ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЯ ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ

    1.  Сертифицированная система менеджмента знаний. Если инжиниринг – это деятельность по предоставлению услуг трансформации научных знаний и достижений в интеллектуальные продукты, то инжиниринговой будет та компания, которая обладает набором исходных научных знаний. Чтобы научные знания и достижения могли быть преобразованы в полезный интеллектуальный товар, компания должна иметь не только набор или совокупность знаний, но и подтвержденные права на них, если они не являются ее собственностью. Главным признаком инжиниринговой компании является наличие базы знаний, а также привязанной к ней системы управления знаниями, или системы менеджмента знаний (СМЗ). Система менеджмента знаний– совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, относящихся к управлению знаниями (процессов, баз данных, программного обеспечения, организационных структур и другое), обеспечивающая достижение поставленных целей. Управление знаниями – это комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использование новых информационных технологий в управлении организациями. Управление знаниями – это всегда сплав различных дисциплин, разнообразных подходов и концепций.

    2.  Сертифицированная система управления именно инвестиционно-строительными проектами. Бездумное применение любых стандартов управления проектами существенно усложняет процедуры управления проектами создания объектов недвижимости или удлиняет подготовительную работу настолько, что теряется смысл многих типовых процедур управления проектами. Поэтому универсальные принципы управления проектами должны быть конкретизированы компаниями до специфики именно их инвестиционно-строительных проектов и не требовать сверхкомпетентных решений там, где этого не требует здравый смысл.

    3.  Персональный корпоративный банк интеллектуальных продуктов. От программного обеспечения и баз к ним, до расценок, систем подготовки персонала и управления проектами в целом. При этом нематериальные активы должны быть соответствующим образом запатентованы, зарегистрированы, и их принадлежность не должна вызывать сомнений у конкурентов.

    Эти три кита инжиниринговой компании позволят отделить их от просто инженерно-консультационных фирм, даже если они ведут весьма значительные по объему капитальных вложений проекты. Главное – это постпроектная ответственность, которая сохраняется у инжиниринговой компании не зависимо от топ-менеджера, собственника и его взглядов на будущее этой компании.

    ОЦЕНКА СТОИМОСТИ УСЛУГ ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ

    Почему так необходимо отделить инжиниринговую компанию от инженерной? В первую очередь, это касается ответственности за результат таких услуг. Если в инженерной компании можно смело говорить об ответственности каждого владельца лицензии, а также о солидарной ответственности группы инженеров-консультантов в пределах их компенсационного фонда, то инжиниринговая компания направлена на предоставление услуг непрофессиональному потребителю. Она несет ответственность за результат в целом и отвечает не только за качество проектных решений, но и за их актуальность, экономичность и соответствие лучшим на момент составления технического задания практикам строительства и требованиям безопасности. Такая ответственность сравни пожизненной. Конечно же, покрыть такую ответственность на 100% невозможно, но для этого создаются страховые инструменты именно крупного инжиниринга. Сами инжиниринговые компании могут быть таковыми, только если они фондоемкие, ресурсообеспеченные и финансово-ликвидные. Именно поэтому их и не будет много.

    Большинство услуг по лицензиям инженеров сегодня уже имеют как укрупненные, так и детализированные сметные расценки. Стоимость услуг инженерной компании может быть только суммой тарифов и утвержденных сметных расценок. Разумеется, инженерная компания тоже может взять на себя услуги генподрядчика, идущего на риск, то есть отвечать всем своим капиталом за результат работы и нанимать соисполнителей нижнего уровня. Но в этой ситуации такая компания не вправе претендовать на любые компенсации, не отраженные в сметных расценках. Другими словами, такой компании, чтобы заработать больше, придется часть работ выполнять собственными силами. Соответственно, они никогда не смогут стать сверхкрупными, ведь собственные силы – это существенная амортизационная нагрузка. Стоимость услуг инжиниринговой компании должна строится на разнице между ее будущими затратами и некоей фиксированной ценой, независимо от сметных расценок. Она может значительно превышать стандартные нормы сметной доходности, но это будет оправдано стоимостью бренда и уровнем ответственности инжиниринговой компании. При условии, что законодательно может быть закреплено обязательство инженерных и инжиниринговых компаний платить соисполнителям нижнего уровня фиксированные тарифы за выполненные работы, конкурсы между инжиниринговыми компаниями могут проводиться именно на стоимость инжиниринговой маржи или наценки к фиксированной стоимости услуг нижнего субподряда.

    С другой стороны, имеющаяся в сметах статья о затратах заказчика-застройщика может стать необязательной, так как затраты инвестора и застройщика на собственное управление проектом могут решаться ими самостоятельно. В случае, если это проект бюджетный, то такие затраты однозначно входят в сумму инжиниринговой маржи и не выделяются отдельной строкой.

    СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ УПРАВЛЯЮЩИХ ДИРЕКТОР ПРОЕКТОВ

    Эффективность функционирования инжиниринговой компании инвестиционно-строительной сферы обеспечивается не только тремя китами, но и наличием квалифицированных директоров проектов. На сегодняшний день можно по пальцам пересчитать проекты, которые начинал один руководитель и он же их и заканчивал. Такие специалисты в каждой стране должны быть учтены как самые ценные кадры. Должны быть созданы условия, которые позволяют инжиниринговым компаниям однозначно считать себя таковыми благодаря наличию в штате нескольких сертифицированных директоров проектов. Более того, такая компания вправе увеличивать стоимость своих услуг, если заказчик требует, чтобы проектом руководил сертифицированный специалист. Правом на сертификацию должны обладать специалисты, которые или участвовали в каком-то проекте от начала до конца, или руководили проектом без сертификации, на страх и риск работодателя, но успешно завершили и сдали проект в эксплуатацию. Система грейдов в этом случае должна мотивировать директоров проектов на доведение проекта до конца, то есть чем больше он завершил проектов, тем дороже он стоит для инжиниринговой компании и заказчика соответственно. Это позволит создать прослойку директоров проектов – асов, которые будут отвечать за результаты труда своим именем. Эффективность реализации инвестиционно-строительных проектов возрастет в разы.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ПУЛА ИНЖИНИРИНГОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ

    1.  Предусмотреть в готовящемся проекте «Закона об инжиниринговой деятельности» ключевую классификацию инжиниринга, подразделяющую все услуги инжиниринга на услуги в отношении объектов недвижимости и на услуги в отношении продуктов потребления как В2В, так и В2С. Причиной такого кардинального отличия является не только разница в структуре жизненного цикла продуктов и объектов недвижимости, но и финансово-организационная специфика реализации таких услуг. Если в первом случае речь идет о сравнительно небольших капиталовложениях, то в случае инжиниринга недвижимости (или, если быть точнее, инвестиционно-строительного инжиниринга) речь идет о весьма значительных бюджетных и капитальных вливаниях, ответственность за результат которых граничит с государственной важностью. Это касается и таких объектов недвижимости, как суда и космические спутники. Аналогии здесь совершенно адекватные.

    2.  Убрать из Градостроительного Кодекса России понятие и словосочетание «технический заказчик». Заменить его однозначным термином «инженер-консультант», который может быть и физическим, и юридическим лицом, которое предоставляет услуги управления инвестиционно-строительными проектами.

    3.  Законодательно закрепить правовое отличие услуг инженеров-консультантов по объему риска инвестиционно-строительного проекта. Если инженер-консультант берет на себя риск проекта «под ключ» он должен иметь все гарантии на объект, то есть отвечать требованиям инжиниринговой компании. Такой контракт автоматически считается генподрядным ЕРСМ-контрактом. Аудитором качества услуг таких исполнителей может выступать только государственный орган технического надзора или уполномоченный им специализированный супервайзер по видам работ, по аналогии с государственной экспертизой. Эти же органы обязаны вести и текущий контроль проектов непрофессиональных инвесторов-заказчиков. Если инженер-консультант не берет на себя риск реализации проекта, то такой договор является договором на услуги консалтинга и оплачивается по утвержденным расценкам. Это и есть рынок инженерных компаний. Кроме того, инженером-консультантом может быть физическое лицо с лицензией Минстроя, который в одиночку оказывает услуги на розничном рынке непрофессиональных клиентов. Он также может работать с инжиниринговыми компаниями на основе договоров подряда.

    4.  Внести существенные изменения в законодательство о государственных закупках, требующее обязательное привлечение ЕРС или ЕРСМ-подрядчиков на проекты непрофессиональных инвесторов-застройщиков. Разработать и внедрить двухстадийную систему оценки стоимости проектов для непрофессиональных заказчиков, в том числе для государственных структур, предполагающую конкурс стоимостных оферт с учетом инжиниринговой маржи на этапе выбора ЕРС/ЕРСМ-подрядчика и утверждение окончательной стоимости после экспертизы проекта. В случае, если после экспертизы проекта стоимость с учетом маржи выросла, то цена контракта остается на уровне первоначальной оферты. В случае, если стоимость снизилась, то сохраняется процент инжиниринговой маржи по отношению к итоговому ССР, утвержденному экспертизой.

    5.  Создать систему ответственности инвесторов, заказчиков или застройщиков за результат своего управления проектом, которая бы мотивировала основных держателей служб капитального строительства у крупных промышленных предприятий, в инвестиционных компаниях и финансово-промышленных группах, на привлечение именно ЕРС или ЕРСМ-подрядчиков, как более дешевой альтернативы. Тогда наш рынок инжиниринга возродится и станет сильным игроком международного уровня.
    Эти усилия позволят не только возродиться кластеру российских инжиниринговых компаний, но и занять им достойное место на рынке международного инжиниринга.


    Возврат к списку