+7 (495) 380-19-85

info@enginrussia.ru

Главная » Новости » Лента новостей » В Москве прошла конференция «ИНЖИНИРИНГ в ЭКОНОМИКЕ РОССИИ»

В Москве прошла конференция «ИНЖИНИРИНГ в ЭКОНОМИКЕ РОССИИ»

27.05.2014

В Москве состоялась первая международная конференция «Инжиниринг в экономике России». Конференция была организована Некоммерческим Партнерством «Международный Центр Инжиниринга и Инноваций» совместно с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства науки и образования РФ, а также Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Видеозапись фрагментов интервью, записанных на конференции, смотрите на нашем канале в YouTube.com

Новые видеозаписи добавляются по мере готовности.

Конференция впервые собрала на одной площадке лидеров отрасли, ключевых экспертов и специалистов в области инжиниринга из разных регионов России, а также представителей иностранных инжиниринговых компаний, которые поделились с участниками конференции своим многолетним опытом.

Конференция проходила в залах, предоставленных «Деловой Россией», в формате свободной дискуссии. Работу конференции открыли представители ФМОС «Деловая Россия» Наталья Кириллова, руководитель отделения «Инжиниринг», и Кирилл Сухачев, руководитель отделения «Управление проектами строительства, ПИР и НИОКР».

Открывая дискуссию, Владимир Довгий (заместитель генерального директора Межведомственного аналитического центра) отметил, что в области инжиниринга кроются большие будущие успехи: «И здесь очень важно, чтобы тему инжиниринга не заболтали, чтобы она сохранила свою сущностную основу. Сегодняшний день позволит нам выделить ключевые позиции, понять более предметно инжиниринг, инжиниринговую деятельность. Мы благодарны организаторам конференции за то, что специалисты, которые профессионально занимаются вопросом, присутствуют в этом зале, в том числе в качестве ключевых спикеров».



Разработкой  профильной программы развития инжиниринговой деятельности занимается Министерство промышленности и торговли РФ.

Представитель Министерства Василий Осьмаков (Директор Департамента стратегического развития) подробно остановился на текущих и будущих приоритетах. Отвечая на вопросы, касающиеся реализации подпрограммы развития инжиниринга и промышленного дизайна в рамках общей государственной программы, он рассказал о том, на что могут рассчитывать специалисты, занимающиеся инжиниринговой деятельностью в ближайшие 2-3 года.

Василий Осьмаков поблагодарил за возможность выступить и начал свое выступление с истории вопроса: «Спасибо всем, кто пришел сегодня на конференцию. Министерство промышленности и торговли РФ начало заниматься темой инжиниринга и промышленного дизайна ровно год назад. В июле была принята так называемая дорожная карта развития инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации. Фактически до этого момента в Министерстве было понятно, что есть сфера инжиниринга. Она сложная, размыта почти по всем отраслям. Когда была поставлена задача, мы прекрасно понимали, что это задача – нетривиальная: мы сразу столкнулись с массой разных трактовок. У кого-то из коллег очень плохая реакция была на технологию промышленного дизайна. Для кого-то инжиниринг – это исключительно строительство заводов под ключ, для кого-то это что-то, связанное с НИОКРом и т.д. Было довольно сложно свести все интересы, сведения и мнения в более-менее гармоничную дорожную карту. Мы постарались все это сделать. И стали шаг за шагом ее реализовывать».

По мнению Василия Осьмакова, рано говорить сейчас о том, что отрасль сложилась: «Мы только занимаемся сейчас этим, потому что нормативно-правовое определение и статистическое определение этой сферы находится в зачаточном состоянии».



Спикер рассказал об основных мероприятиях в рамках реализации дорожной карты и разработанных программ.  Во-первых, речь идет о разработке системы статистического мониторинга и анализа сегмента инжинирингового промышленного дизайна. «Как трехлетний проект мы запускаем его в середине этого года. Для этого все готово. Мы надеемся, что ту проблема, с которой мы столкнулись при разработке дорожной карты, а именно, отсутствие какой бы то ни было статистики, технологический бардак, мы сможем решить уже где-то через полтора-два года и получим некий срез рынка более-менее внятный, понятный, сегментированный».

Во-вторых, при разработке дорожной карты в Министерстве решили использовать инструментальный подход: «Понимая, что инжиниринг – сфера очень разнообразная и существует много точек роста в инжиниринговой деятельности, мы решили не использовать отраслевой подход, – подчеркнул Владимир Осьмаков, – существуют региональные центры инжиниринга, которыми занимаются коллеги из  Минэкономразвития. Есть in-house инжиниринговые подразделения в крупных российских компаний и холдингах. Присутствует и такая разновидность бизнеса, которую мы определяем как коммерчески ориентированный центр коллективного пользования, т.е. фактически инжиниринговый бизнес по предоставлению инжиниринговых услуг. Кстати, у нас на рынке вещь это довольно сложная и  редко встречающаяся. Работает и такое направление как инжиниринг, развивающийся на базе высших учебных заведений. Мы понимаем, что государство сделало весьма существенные инвестиции в оснащение вузов, федеральных унитарных предприятий, государственных научных центров и т.д. Поэтому в рамках дорожной  карты мы пошли скорее по инструментальному принципу, а не по отраслевому. Мы сформировали набор мероприятий, посвященных  инжинирингу на базе вузов, коммерческому инжинирингу, и мероприятия, посвященные общей регуляторике».

Направления, зафиксированные в дорожной карте, легли в основу государственной подпрограммы развития промышленности, которая была утверждена 15 апреля 2014 года и начнет реализовываться с середины года. Первое направление – это поддержка коммерческого инжиниринга. Она строится на таком инструменте как субсидирование 90% ставки рефинансирования по кредитам, приобретаемым на создание инжиниринговых центров. Речь идет о поддержке бизнеса, не о поддержке инвестиций в инфраструктуру. Докладчик заметил: «Это вещь редкая, заявок у нас не так много, но мы надеемся, что этот инструмент сработает».

Второе направление более традиционное – это поддержка создания инжиниринговых центров на базе вузов. Она построена на поддержке инвестиций, которые осуществляет Минобрнауки в инфраструктуру вузов, но при определенных KPI: «Приложив небольшой ресурс, мы пытаемся вытащить вузы из поля просто администрирования госинвестиций в поле бизнеса. Чтобы то оборудование, в которое инвестировало государство, не в пленке где-то стояло, а работало и было открытым для предприятий. Мы совместно с коллегами из Минобрнауки запустили портал, посвященный инжинирингу и технологическому оборудованию. Это своего рода биржа оборудования, там есть полный реестр того, что Минобрнауки закупил для своих вузов. Там есть полный реестр оборудования, закупленного Минпромторгом в рамках своих программ, и есть возможность открытого доступа к этому ресурсу. Порядка 25-30 обращений в сутки происходит»,  – рассказал Василий Осьмаков.



Следующее направление – это разного рода регуляторика. В рамках подпрограммы предусмотрена разработка стандартов, активизация фонда стандартов, стандартов деятельности, профессиональных стандартов и образовательных стандартов. Также будет разработан прогноз отрасли. Василий Осьмаков заметил: «Разработав дорожную карту и подпрограмму на ее основе, мы как Министерство промышленности, заявили себя как своего рода отраслевого лоббиста. Мы понимаем, что существуют инвестиции, но деньги в этом сегменте – это не самое главное. Понятно, что основное направление – это регуляторика, мы должны решать проблемы нормативов, СНиПов, ГОСТов и т.д., которые сейчас существуют. Есть различные подходы к этому, в том числе прямолинейные в духе «давайте разработаем закон про инжиниринг». Нам кажется, что это не правильно. Более правильно шаг за шагом менять те стандарты, менять те регуляторные вещи, которые должны быть в этой отрасли. И опять же здесь мы в очень большой степени надеемся и полагаемся на людей, которые инжинирингом и занимаются».

И еще одно важное направление дорожной карты и подпрограммы, которое сейчас планируют запустить, это поддержка компьютерного инжиниринга. «Мы для себя это формируем следующим образом: мы хотим удешевить стоимость сложного программного обеспечения для инжиниринговых и дизайнерских организаций. Это одна из основных составных частей себестоимости работы этих организаций. Хорошо известен факт, что существуют определенные льготы по социальным платежам для it-компаний, и мы уже полгода дебатируем с коллегами о том, что в принципе  профиль специалистов, которые работают в it, и профиль специалистов, которые работают в инжиниринге, в очень  большой степени одно и то же. И получается, что льготируя один сегмент IT, мы деформируем рынок труда».

На этом представитель Министерства закончил обзор мероприятий, заложенных в подпрограмму развития инжиниринговой деятельности.

Резюмируя, Василий Осьмаков заметил: «Сейчас доля российских компаний на рынке инжиниринга составляет 1% и нам сложно сказать, что будет через 10 лет. Должна ли она достичь 50%? Мне кажется, что мы еще к этому не готовы. В конечном счете, такую задачу мы сможем поставить через 2-3 года, имея цифры и стандартизированный инструментарий».



«Дорожная карта представляет собой координационную программу, которая не является альтернативой другим инструментам, содействующим развитию инфраструктуры инжиниринга», – отметил модератор Владимир Довгий, представляя следующего спикера – Наталью Ларионову (Директор Департамента развития МСП и конкуренции Министерства экономического развития РФ).

Министерство экономического развития РФ в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства активно поддерживало и продолжает поддерживать региональные центры инжиниринга. Представитель Министерства ответила на волнующие регионы вопросы Будет ли продолжаться по линии Минэкономразвития поддержка инжиниринговых центров? Может ли быть в одном территориальном субъекте несколько региональных инжиниринговых центров или должен быть только один консолидирующий центр? Рассматривают ли в Министерстве возможность создания межрегиональных центров инжиниринга?

Видеозапись интервью с Натальей Ларионовой смотрите здесь.

Еще до официального открытия конференции Наталья Ларионова провела личную встречу с руководителями и кураторами региональных центров инжиниринга (РЦИ). Она ответила на вопросы, касающиеся  развития инжиниринговой деятельности в 2014 году, а также обозначила свое видение задач и развития центров Инжиниринга в рамках программы поддержки МСП в России.

Во рамках панельной дискуссии Наталья Ларионова начала свое выступление со следующего признания: «В отличие от Министерства промышленности и торговли мы, когда затевали историю с центрами инжиниринга, честно говоря, не ставили задачу развития инжиниринга как такового. У нас была задача, наверное, более прикладного характера. Помимо создания инфраструктуры поддержки в нашей программе присутствует большое число субсидий для компаний. Выходя из кризиса, когда основная часть субсидий была связана с созданием микробизнеса, началом собственного дела, акцент постепенно стал смещаться в сторону поддержки и приобретения оборудования, в том числе высокотехнологичного. Мы увидели, что зачастую и нашим региональным коллегам очень сложно принимать решение, т.к. распределение средств конкурсное. На региональные конкурсы заявляются компании, чтобы защитить тот или иной вид оборудования, тот или иной список оборудования. Не всегда можно однозначно определить и оценить целесообразность, инновационность, современность данного оборудования. Это все сказывалось на оценке эффективности расходования средств бюджета. Поэтому мы начали общаться с отраслевым отделением по инжинирингу «Деловой России» и думать о том, как выстроить систему таким образом, чтобы инжиниринговые компании выступили аудиторами и консалтерами при принятии решения о предоставлении средств субсидий компаниям. То есть они бы подтверждали, что этой компании, действительно, это оборудование нужно, и оно должным образом встраивается в производственную цепочку. Поэтому в нашем Министерстве выход в тему инжиниринга был естественным развитием программы».

Изначально центры, которые закладывались МЭР, были центрами консультаций предприятий, помощи предприятиям, самодиагностики и выработки программы модернизации компании. Такая идеология изначально закладывалась, но события имеют свойство развиваться. Сейчас в программе присутствуют два разных вида центров. Это центры, которые сосредоточены на оказании услуг компаниям, на поиск для них малых инжиниринговых компаний для оказания таких услуг, и центры, в которых приобретено достаточно большое количество оборудования, специализированные центры, которые сами могут оказывать услуги и предоставлять того или иного рода консультации для компаний.

По мнению Натальи Ларионовой, «нет ничего страшного, что так произошло, будем развиваться в этой логике, потому что сейчас для того, чтобы отсекать то или другое направление не хватает даже базы знаний, надо ее наработать. Но мне кажется, что  будут существовать два типа центров».

Спикер отметила, что в процессе работы Министерство экономического развития столкнулось с необходимостью координации своей деятельности с тем, что делает Министерство промышленности и Министерство образования. Она обратилась к фондам с просьбой активно использовать базу оборудования, потому что «при анализе заявок мы будем смотреть, если рядом находится ВУЗ, у которого закуплено то же самое оборудование, лучше использовать Министерство как переговорную площадку и договариваться об эксплуатации этого оборудования. В 2014 году Министерству промышленности и Министерству образования надо эту работу выстроить. Тогда мы сможем найти ответ на вопрос – сколько нужно инжиниринговых центров».

Заместитель председателя правительства Кировской области Игорь Антипов, заместитель министра инвестиций и инноваций Красноярского края Владимир Голубев и заместитель министра экономики республики Татарстан рассказали, каким образом на местах реализуется поддержка МСП, и какое место в этом вопросе они отводят инфраструктуре инжиниринга.



Интересной моделью функционирования инжинирингового центра является пример Красноярского края. Владимир Голубев подчеркнул, что «инжиниринговые центры мы рассматриваем как элементы той инновационной инфраструктуры, которую мы активно реализуем в различных программах, в первую очередь, в Министерстве экономического развития». В 2012 году в регионе занялись строительством промышленного парка для резидентов и поняли, что для того, чтобы привлечь инновационные компании под высокотехнологичное производство необходимо создать инжиниринговую инфраструктуру. «Нам не хотелось, чтобы НИОКРы, исследования, разработки уходили за территорию края, за территорию нашей страны. Поэтому мы поставили себе задачу – создать максимально удобные условия, чтобы все развивалось непосредственно в кластере. Получилось следующее: есть заказчик, есть научно-образовательное учреждение, есть, а точнее, будут к концу года, профессиональные производственные площади. Все находится в шаговой доступности. И в данном случае центр инжиниринга должен выполнять некую комплексную интеграцию всех вот этих элементов для того, чтобы привлечь  малую инновационную компанию непосредственно  в край, в кластер для развития космической отрасли. По мере того, как наш инжиниринговый центр стал развиваться, мы поняли, что технологии, которые реализуются в космических направлениях, также могут применяться и в других отраслях», – поделился Владимир Голубев.



Игорь Антипов рассказал об инновационной инфраструктуре в Кировской области, в которой центров инжиниринга пока нет. «У нас много оборонных заводов – 14 на территории области. В основном, безусловно, они все связаны с оборонной промышленностью. В рамках поддержки моногородов Министерством регионального развития и Правительственной комиссией были выделены определенные субсидии, и мы начали развивать на этих территориях промышленные парки. На нашей территории инжиниринговых центров нет. Но, тем не менее, постольку, поскольку мы пытаемся развивать нашу территорию, привлекать инвестиции, мы создаем определенные структуры. Для себя хотелось бы понять, что такое инжиниринговый центр, и зачем он нужен в Кировской области? У нас есть структуры такие, как корпорация развития Кировской области. Она наделена  определенными функциями, которая занимается подачей документов в Министерство экономического развития на все конкурсы, на дотации для развития инфраструктурных проектов на территории региона. У нас есть Департамент экономического развития поддержки малого и среднего предпринимательства. Эти уже созданные структуры на сегодняшний центр достаточно во многих позициях пересекаются. Вопрос в том, эффективно или не эффективно они работают на сегодняшний день? Нужно ли создавать еще инжиниринговый центр? Стоит ли забрать полномочия у одних и передать их в один инжиниринговый центр, который будет заниматься, например, моногородами на территории только нашей области?», – поделился своими соображениями Заместитель председателя правительства Кировской области.

Во втором раунде панельной дискуссии состоялся диалог «Институты развития и бизнес», который модерировала Наталья Кириллова. Сергей Поляков (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) рассказал о планах по мониторингу и поддержке инжиниринговых компаний через фонд РЦИ, а также другой инновационной инфраструктуры в субъектах РФ. Дмитрий Аленушкин (РОСНАНО) и Александр Локтев (РВК) представили практические примеры предоставления инвестиционного ресурса из их фондов в компании МСП. Михаил Рогачев (РФТР) объяснил правила предоставления беспроцентных займов от РФТР для реализации проектов, отбираемых на конкурсной основе в их фонде. Ольга Ильина (ВЭБ) и Петр Тарасов (МСП Банк) рассказали о последних трендах и программах поддержки проектов предприятий и инжиниринговых центров.



Видеозапись: Сергей Поляков о финансовой поддержке малых инновационных предприятий. См. здесь.

Рассказывая о планах Фонда по поддержке развития инфраструктуры инжиниринга, Сергей Поляков отметил: «Планов много, конечно. Многие знают, что мы начали заниматься мониторингом и экспертизой инжиниринговых центров по поручению Министерства экономического развития РФ. С одной стороны, для нас это новый вид деятельности, с другой стороны, не совсем. Фонд исторически занимался развитием инновационной  инфраструктуры. Мы занимались созданием инновационно-технологических центров, в которых практически везде существенное место занимает инжиниринг. Там как инжиниринговые компании, так и компании, которые нуждаются в этих видах услуг. Кроме того, Фонд финансировал проекты и компании, которые можно смело отнести к разряду инжиниринговых. Сейчас мы запустили новую программу, которая, по нашему мнению, тоже несет значительный элемент инжиниринга –  это программа кооперации. Это программа по взаимодействию малого и крупного бизнеса, когда по запросам крупного бизнеса малые компании создают продукты, т.е. разрабатывают новые технологии, новое оборудование для крупного бизнеса. При этом крупные предприятия берут на себя обязательства по софинансированию и соответствующей реализации этих проектов. В итоге получаются, по сути, инжиниринговые проекты, которые касаются непосредственно внедрения новых технологий на крупных предприятиях. Поэтому мы видим место Фонда в экспертной оценке тех центров, которые создаются и им созданы. Мы постараемся создать реестровую карту инжиниринговых центров, которые сейчас существуют. Нам нужно объединить усилия, чтобы стать одной из экспертных площадок, располагающей информацией о действующих центрах, где можно будет изучить лучшие практики. В сфере развития инжиниринга в России есть большие задачи, и мы постараемся с ними справиться».


 
Александр Локтев рассказал о новой программе Инфрафонда РВК: «С этого года Инфрафонд РВК начинает инвестировать в инжиниринговые компании, при этом мы инвестируем в определенный сегмент инжиниринга, который условно называем «внедренческий инжиниринг». Речь идет о компаниях, которые обеспечивают связь между фундаментальной отраслевой наукой и промышленными предприятиями. Эти компании берут на себя риск по доведению технологической разработки до уровня, когда она может быть внедрена на крупном промышленном предприятии.

При этом мы работаем как классический коммерческий Фонд, т.е. в отличие от предыдущих коллег, которые рассказывали о том, как они создают индустриальные парки по всей стране, мы работаем исключительно с предпринимательской инициативой. Для нас важнейшим условием вхождения в проект является наличие сплоченной и компетентной предпринимательской команды, у которой налажены связи не только с отраслевыми НИИ и источниками технологических разработок, но так же есть определенный кредит доверия со стороны промышленных предприятий. Именно эта предпринимательская команда, либо иная, но имеющая частный характер вместе с нами соинвестирует в проект. При этом мы работаем достаточно быстро и заключаем сделки в срок до 3-х месяцев».

Директор РВК подчеркнул, что «предприниматели, занимающиеся  инжинирингом, могут получить долгосрочного партнера в лице Инфрафонда, поскольку наше ключевое отличие от частных коммерческих фондов заключается в том, что мы прекрасно понимаем, что сроки исполнения проектов в области инжиниринга могут достигать 3-7 лет. Мы так же понимаем, что требования по высокой доходности, которые могут предъявлять частные фонды, здесь тоже не применимы. Мы толерантно относимся к прогнозируемо невысокой доходности проектов. При этом мы структурируем сделки как обычный коммерческий Фонд, достаточно жестко, но при этом гибко, быстро и, как мне кажется, правильно для генетики инжиниринговых компаний.  В качестве коммерческого инвестора  мы требуем наличие бизнес модели, здравых финансовых прогнозов, понимания, как будет финансироваться проект, каких-то определенных пресейлов, доказывающих, что команда, которая к нам пришла, имеет все необходимые компетенции, связи и т.д.».

Как РОСНАНО поддерживает технологические инжиниринговые компании? Фрагмент интервью с Дмитрием Аленушкиным здесь.

Дмитрий Аленушкин рассказал о концепции программы технологической инжиниринговой компании – ТИК. Этой программой занимается Фонд инфраструктурных образовательных программ группы компаний РОСНАНО. «Поясню, компания РОСНАНО занимается больше портфельными инвестициями в производственные компании, а фонд инфраструктурных и образовательных программ – это государственный некоммерческий фонд, который занимается развитием инфраструктуры в технологической сфере. За три года мы создали 13 наноцентров. Это компании, которые мы создаем либо с региональными инвесторами, либо с региональными правительствами и наполняем их старт-апами. Т.е. действуем как посевной венчурный фонд вместе с региональными заявителями. Сейчас мы думаем, есть смысл сделать программу, которая бы занималась именно созданием технологических центров, которые бы предоставляли инжиниринговые услуги. Мы фактически создаем эти инжиниринговые центры, а не работаем с ними. Работаем мы с носителями технологий, с технологическими компаниями, которые мы выводим в новую структуру. В этой вновь создаваемой структуре мы финансируем от 50 до 75%, но разбиваем это так, что в уставной капитал мы вносим не больше 50%, а остальное мы отдаем в виде займа. Т.е. мы стараемся сделку сделать таким образом, чтобы у заявителя не терялся интерес, и он продолжал работать, не думая о том, что «есть инвестор, с которым можно бесконечно работать и получать деньги». У нас очень строго разбита сделка на промежуточные этапы. Иногда это 3 месяца, иногда это 6 месяцев. И все последующее финансирование зависит от того, насколько компания справляется с теми или иными задачами. Вкратце таков механизм предоставления  финансирования».



«Мы работаем в узком сегменте, т.е. со всем, что связано с разработкой материальных объектов, новых металлов, новых материалов, – продолжил представитель РОСНАНО, –  эта программа существует  с 2011 года. За все время мы привлекли порядка 4,5 млрд. рублей, из которых фонд профинансировал порядка 1,4 млрд. рублей. Т.е. за этот период мы создали 5 компаний. В среднем мы вкладываем от 50 до 200 млн. в проект. И эта сделка растягивается на период до 7 лет. Мы хотели бы еще 3 конкурса провести до конца года, но очень сложно иногда найти компании, которые бы соответствовали всем нашим требованиям. Когда мы рассматриваем заявки, у нас больше всего сложностей возникает именно с финансовым моделированием со стороны заявителя. Т.е. фактически нам самим иногда приходится помогать дотягивать им финансовые модели, готовить эти заявки. Потому что, действительно, специалисты очень хорошо разбираются в технологических вопросах, видно, что много-много лет опыта, хорошие технологии. Но когда идет разговор о финансовых терминах, о том, как составить заявку, как показать, как будут использоваться средства Фонда, как мы будем выходить из этой сделки через 3-5 лет, какая история наших вложений. Здесь обычно бывают сложности».

Каким проектам РФТР отдает предпочтение? Видеозапись фрагмента интервью с директором Фонда Михаилом Рогачевым см. здесь.

Михаил Рогачев поблагодарил за приглашение за конференцию: «Спасибо за приглашение. Я в первый раз вижу все институты развития, обсуждающие проблемы инжиниринга, в одном месте. Здесь говорилось про один инжиниринговый центр на регион. Это примерно, то же самое, что иметь одну булочную на регион, один банк на регион. Первое, что мы должны делать, – искать свое место в международной конкуренции, завоевывать его. Для этого нужны меры государственной поддержки. Нельзя сказать, что существующие меры работают хорошо: некоторые работают хорошо, некоторые работают недостаточно хорошо. Развитие мер государственной поддержки инжиниринговой деятельности надо свести воедино. Поэтому все-таки наша задача – заставить все меры работать более-менее одинаково. А что касается программ Российского фонда технологического развития, то по существу все проекты, которые мы поддерживаем, – инжиниринговые, в том смысле, что они направлены на то, чтобы передать продукцию, которая была создана на уровне научно-исследовательской  работы, провести опытно-конструкторскую работу, создать технологическую  документацию и запустить ее  на производство. Мы финансируем это в виде займов. Займы беспроцентные, но тем не менее за деньги надо отвечать, их надо возвращать. Наша программа направлена не на массовую поддержку регионов или отраслей, а на выявление узких мест или на выявление проблем, которые возникают, например, в работе между различными подразделениями или участниками общей инновационной цепочки. Наша поддержка направлена на доведение разработок в промышленное производство».



Ольга Ильина отметила, что проектов в области инжиниринга крайне мало: «Могу сказать, что сегодня у нас на рассмотрении есть несколько проектов, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Проекты относятся к различным отраслям экономики: оптика, энергетическое оборудование, технологии покрытия, углеводороды».

Внешэкономбанк инвестирует в крупные инвестиционные проекты: «минимальная стоимость проекта, в который мы входим, это 2 млрд. рублей. Соответственно, объем участия от 1 млрд. рублей. Безусловно, есть некий дисбаланс в наших требованиях по отбору проектов и самих проектах по инжинирингу, потому что эти проекты в большинстве своем – это малый и средний бизнес. В проектах, которые сейчас находятся на рассмотрении, средний срок кредитования составляет порядка 10 лет».

Петр Тарасов в своем выступлении подчеркнул, что если венчурное финансирование приходит на конкретные сделки, то возможность массовой поддержки инжиниринговых компаний лежит в сфере банковского кредитования. «Нам интересны инжиниринговые компании, которые могут привлекать взаимофинансирование в рамках нашей программы «Финансирование для инноваций и модернизации». Это до 150 млн. рублей, сроком до 7 лет и по конкурентоспособным ставкам – 12,5%». Докладчик отметил, что рынок инжиниринга очень конкурентный, и для российских инжиниринговых компаний это вызов. «Конкуренция есть внутри страны, также вы конкурируете с международными инжиниринговыми компаниями. Часто мы видим, что наши клиенты, приобретая импортное оборудование, особенно из стран Евросоюза, приходят с иностранными инжиниринговыми компаниями, которые за рубежом пользуются всеми видами государственной поддержки. Пока наши инжиниринговые компании находятся в самой ранней стадии развития, и большой спектр услуг не предоставляют. Предлагаю подумать, может быть  имеет смысл активно взаимодействовать с производителями оборудования из других стран СНГ. Чтобы на нашем рынке было наше оборудование, которое производится в странах СНГ. Тогда мы могли бы получить какие-то преимущества на мировом рынке».



В экспертной дискуссии, которую модерировала Елена Колосова (эксперт НП «Международный центр инжиниринга и инноваций», директор по развитию компании К4, член Экспертного совета СРО атомной отрасли) затрагивались вопросы кооперации между МСП и крупным бизнесом в России, в чем интерес крупных российских и западных компаний, и готовы ли они сегодня использовать российский МСБ в схемах аутсорсинга. Своим видением поделились Президент СРО атомной отрасли Виктор Опекунов, генеральный директор ООО «ЧПТЗ-Инжиниринг» Дмитрий Подорящий, заместитель генерального директора по качеству и инновационному развитию Объединенной двигателестроительной корпорации Дмитрий Колодяжный и Директор Дирекции по исследованиям и разработкам ОАО «Автоваз» Константин Котляров.

Участники дискуссии обсудили преимущества и объективные проблемы сотрудничества МСП и крупного бизнеса, риски каждой из сторон и пути их минимизации. Президент компании «POINT EST» Оливье Блик (Франция) поделился своим успешным опытом разработки стратегии для компаний малого бизнеса и развития кооперационных связей между МСП и крупными компаниями в Европе.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что успешное сотрудничество между МСП и крупным бизнесом возможно при следующих условиях:

-    МСП должны ориентироваться на предоставление спектра узкоспециализированных высокопрофессиональных услуг, развитие которых на предприятиях крупного бизнеса не является рентабельным, либо требует большего времени;

-    Предприятия крупного бизнеса должны выработать требования к компетенциям МСП, а также механизм предконкурсного контроля компетенций с целью ограждения профессиональных участников конкурсов от демпинговых предложений;

-    Государство должно выработать механизмы «смягчения» неравномерности заказов для МСП, а также сформировать инфраструктуру взаимодействия МСП и крупного бизнеса.  Успешным примером подобной инфраструктуры можно назвать формирование РЦИ, а также кластерных структур, позволяющих предприятиям МСП совместно использовать дорогостоящие специализированные программные комплексы, оборудование, межотраслевые совместные разработки.

Существенной преградой укрепления сотрудничества МСП и крупного бизнеса назвали взаимное недоверие. Одним из эффективных направлений преодоления данной проблемы участники назвали формирование глобальной сети для обмена опытом, демонстрации успешных примеров совместной работы.



В ходе круглого стола «Роль инфраструктуры инжиниринга в развитии экономики России», который модерировала Наталья Кириллова, докладчики рассказали о различных моделях центров инжиниринга, которые сегодня создаются в России при государственной поддержке:

- Региональные центры инжиниринга (РЦИ) по поддержке предприятий МСП в рамках проекта МЭР РФ;
- Центры инжиниринга на базе ВУЗов;
- Центры инжиниринга в рамках территориальных кластеров;
- Центры инжиниринга на базе частных компаний.

Западная модель экономики, по мнению участников, предусматривает сильный высокотехнологичный сектор МСП и широкие кооперационные связи между МСП и крупными компаниями. Поэтому особое место в ходе круглого стола было отведено обсуждению модернизации производственных предприятий и внедрению новых технологий через инфраструктуру инжиниринга РФ; государственным формам поддержки при создании Центров Инжиниринга и реализации инвестиционных проектов производственных предприятий МСП; государственно-частному партнерству в проектах создания инфраструктуры инжиниринга РФ.

О том, каким образом работает система технического и производственного консалтинга для предприятий МСП в Германии и о реализации программ поддержки производственного сектора МСП в ФРГ рассказал заместитель директора компании «Agiplan» Райнхард Кайнц.



В ходе круглого стола «Комплексный инжиниринг – инструмент снижения инвестиционных рисков» его участники Заместитель генерального директора по системной инженерии ЗАО «Русатом Оверсиз» Сергей Егоров и Первый заместитель генерального директора ОАО «СОЮЗПРОМНИИПРОЕКТ» Сергей Кузьменко обсудили особенности реализации крупных строительных проектов по контрактным схемам комплексного инжиниринга – EPC и EPCM, а также рассмотрели типовые риски инвесторов и застройщиков в подобных контрактах. По результатам дискуссии модератор Кирилл Сухачев вместе с участниками круглого стола констатировал, что EPC и EPCM-контракты ни в России, ни в мире не являются панацеей от срыва сроков и превышения бюджета проектов. Более того, такие контрактные схемы обладают серьезными недостатками при сооружении сложных и дорогих объектов, в связи с чем в последние годы уступают место новым контрактным схемам, ориентирующимся на жизненный цикл объекта - например, концессионным. Сфера эффективного применения EPC и EPCM-контрактов ограничивается тремя условиями: объект должен быть типовой, сравнительно дешевый и сравнительно быстро сооружаемый. Особый акцент в дискуссии был сделан на роль проектной организации в процессе создания объектов капитального строительства.



В рамках экспертной дискуссии «Проекты модернизации и развития предприятий - механизмы их финансирования» участники обсудили текущее положение, при котором руководители компаний тратят огромное количество времени на поиски доступных форм финансирования проектов развития своих предприятий. Модератор круглого стола Ирина Шешеро, Президент Национальной ассоциации инвесторов, говорила о том, как можно сэкономить время и понять, куда лучше обратиться за деньгами с тем или иным проектом.



В конце дня были подведены итоги конференции. Главным, по мнению экспертов и компаний является инициатива снизу. Наталья Кириллова призвала компании проявлять больше общественной активности, выдвигать свои предложения по развитию отрасли Инжиниринга и ее интеграции в существующую инфраструктуру поддержки МСП. Поступившие предложения участников конференции будут переданы в органы законодательной и исполнительной власти.


Источник: Портал «Инжиниринг»


Возврат к списку