+7 (495) 380-19-85

info@enginrussia.ru

Главная » Новости » Анонсы » Техпровал#1: военный корабль Васа, 1628 год

Техпровал#1: военный корабль Васа, 1628 год

23.08.2021
Техпровал#1: военный корабль Васа, 1628 год

10 августа 1628 года из Стокгольмской гавани вышел богато украшенный двухпалубный корабль Васа длиной 135 метров. Его передовая оснащённость в 64 пушки должна была распространить славу Швеции по всей Европе и переломить ход войны с Польшей. Однако вместо этого корабль проплыл всего лишь 1300 метров до того, как порыв ветра заставил его завалиться на бок и скоропостижно уйти ко дну. За этим происшествием скрывается интереснейшая история об амбициозности, командной работе или, скорее отсутствии оной и, самое главное, об инженерных новшествах и необходимости их правильного внедрения.

Наверное, в первую очередь возникает вопрос: откуда же взялась необходимость построить столь масштабный корабль? Ответ на него очень прост: шведский король Густав II Адольф хотел продемонстрировать военную мощь шведского флота. 


В конце 16 и начала 17 века Швеция быстро усилила своё экономическое, технологическое и военное развитие и вскоре стала считаться одной из ведущих европейских держав. Вместе с этим пришла и необходимость отстаивать интересы союзников во время конфликтов — допустим, сторону протестантов во время Тридцатилетней Войны. Вслед за этим началась и война с католической Польшей, которой не понравилось вмешательство Швеции в войну, в связи с чем осенью 1625 года было потеряно 10 ключевых кораблей флота — часть уничтожили противники, часть разбилась, а один и вовсе был уничтожен его же матросами, чтобы избежать захвата противниками, так что кораблестроителю голландского происхождения Хенрику Хубертссону и его партнёру Арендту де Грооте был дан крупный заказ на строительство сразу нескольких кораблей, в число которых вошла и Васа.

Точнее говоря, заказ был дан весной 1625 года, ещё до крупных потерь и, к тому же, на другое количество кораблей другого размера. Изначально кораблей должно было быть четыре: два длиной в 33 метра и ещё два длиной в 41 метр. Но потеря десяти кораблей всё изменила — король стал быстро и часто менять свой заказ. Сначала он захотел два дополнительных корабля длиной в 36 метров, но поскольку строительство одного маленького и одного большого корабля уже было начато, Хубертссон сообщил об этом королю, который в итоге изменил заказ на один маленький корабль длиной в 33 метра, два 36-метровых корабля, и один большой корабль длиной в 41 метр, ставший в итоге Васой. Тогда же было выражено и желание добавить к кораблю вторую оружейную палубу — Карл Густав получил новости, что формально дружественная, но на деле весьма холодно настроенная к Швеции Дания начала строительство двухпалубного корабля и, разумеется, захотел обогнать их в этом плане. Понять если не амбиции, то желание короля усилить свой флот максимально быстро и эффективно — можно, но подобные изменения отнюдь не облегчали работу кораблестроителей.

К тому же из-за размера корабля после окончательного заказа, определившего его огромные по тем временам размеры и количество палуб, над ним работали несколько групп не знавших друг друга строителей, и в итоге левая часть вышла больше, а следовательно и тяжелее правой. Казалось бы, всё и так неудачнее некуда, да и дефект стал виден сразу же после сборки. Неужели нельзя было ничего сделать? Попытки были. Поняв дефект корабля, заказавший его адмирал решил, тем не менее проверить корабль на стабильность. При отсутствии современного оборудования проверка проводилась весьма интересным образом: на стоявший внутри дока корабль заходила группа человек, и они все начинали быстро бегать с одной стороны корабля на другую и обратно. Обычно подобные забеги длились около тридцати минут, чтобы наверняка убедиться в пригодности корабля к спуску на воду. Однако в случае с Васой испытания прекратили после трёх забегов — так сильно раскачивался корабль.

После подобных результатов корабль надо было либо серьёзно перестраивать, либо и вовсе сворачивать, но ситуация с Тридцатилетней Войной и войной с Польшей не оставляла на это времени, да и король требовал результата по своему многократно изменившемуся заказу. Времени на перестройки не было, так что адмирал и кораблестроители приняли решение загрузить правую сторону гораздо сильнее левой, чтобы вернуть центр плавучести обратно к норме. Делать это тоже надо было аккуратно — так, чтобы пушки по итогу не ушли ниже ватерлинии и были пригодны к использованию. После всех этих расчётов и спекуляций корабль спустили на воду, но компенсировать разбалансированную конструкцию не удалось. Корабль ушёл под воду более тяжёлой левой стороной вниз. 


Тридцати людям, находившимся на нижней оружейной палубе не удалось выбраться с корабля. Матросам на верхней палубе и борту повезло чуть больше, равно как и капитану, успевшему прыгнуть в воду и спастись… Только для того, чтобы сразу быть арестованным и обвинённым в крушении корабля. Однако в итоге суд признал его невиновным, и оставшиеся в живых люди стали упорно обвинять друг друга. Проще всего было бы обвинить во всем главного кораблестроителя, но сделать это было не так то просто Хенрик Хубертссон умер от пневмонии за год до завершения строительства корабля. В итоге суд продлился около года и завершился без объявления виновных.

Неужели подобная масштабная затея обернулась полным крахом? Отнюдь. Ошибки, сделанные при строительстве Васы, были внимательно рассмотрены и учтены при создании последующих двухпалубных кораблей, ставших стандартными для шведского флота уже к середине 17 века. В частности, крушение Васы привело к серьёзному пересмотру других трёх кораблей из начального заказа короля, чьи плавания в итоге оказались куда более успешными. Кроме того, и сам корабль прекрасно сохранился благодаря погодным условиям в Балтийском море, был помещён в музей вскоре после своего извлечения из-под воды в 1961 году и до сих пор служит интересным напоминанием о важности грамотного инжиниринга.

Каролина Шаллер по материалам

  Smithsonian Magazine, Simscale

Museum of Failure, Wired

Good idea, Destinations of History

Возврат к списку