+7 (495) 380-19-85

info@enginrussia.ru

Главная » Новости » Лента новостей » «Инжиниринговые компетенции можно и нужно экспортировать», — Наталья Кириллова выступила на Архипелаге 2121

«Инжиниринговые компетенции можно и нужно экспортировать», — Наталья Кириллова выступила на Архипелаге 2121

13.08.2021
«Инжиниринговые компетенции можно и нужно экспортировать», — Наталья Кириллова выступила на Архипелаге 2121

Наталья Кириллова, Член Генсовета «Деловой России» и Председатель Президиума НП «МЦ Инжиниринга и Инноваций», выступила 6 августа на интенсиве «Архипелаг 2121» в Великом Новгороде, который организовали АНО «Университет 20.35», АНО «Платформа НТИ» и Минобрнауки России. Главным фокусом выступления стала роль инжиниринга в технологическом развитии как отдельно взятых регионов, так и страны в целом.

В прошлом году объём рынка инжиниринга составил почти 3 трлн. рублей, продолжая тренд роста, начатый в 2017 году. Общая выручка инжиниринговых центров в России так же выросла в 2,3 раза в сравнении с 2017 годом и составила 1673 млрд рублей по данным на 2020 год. Однако несмотря на это российскому инжинирингу есть куда расти — в Германии число инжиниринговых организаций превосходит количество аналогичных организаций в России почти в 7 раз.

Наталья Кириллова отметила, что, несмотря на столь относительно малое количество инжиниринговых предприятий, они имеются по всей стране — где-то больше, а где-то меньше. По её словам, данная неравномерность связана, с тем, что инжиниринг развивается во многом на основе наследия СССР, а именно, НИИ, которые и занимались трудоёмким процессом внедрения инноваций в советское время. Однако после распада Советского Союза эта ниша освободилась. Сейчас она заполняется инжиниринговыми компаниями, которые должны увеличить своё количество, перевести его в качество и стать связующим звеном между разработкой инноваций и их внедрением в практику.

Сегодня лидерами являются Центральный Федеральный Округ и Уральский Федеральный Округ, занимающие вместе около 50% рынка инжиниринговых услуг. Начатый в 2017 году рост, согласно прогнозам экспертов Минпромторга и Агентства по технологическому развитию, будет только продолжаться. «В точку невозврата мы уже не выйдем», — заверила участников интенсива Наталья Кириллова. «Будем наращивать, так как у нас есть государственная поддержка инжиниринга как связки между наукой, производством и инновациями».

Темпы роста инжиниринга даже превышают темпы роста ВВП. По статистическим данным инжиниринг в России растет в среднем на 5–6% в год. Вырастет и количество инжиниринговых компаний полного цикла, крупных инвестиционных проектов и модернизация малых и средних предприятий. Центры инжиниринга перейдут к проектам повышения гибкости производства, доступные решениями по автоматизации и цифровизации предприятий, так как на данный момент они все еще являются крайне затратными. 

Главным фактором роста отечественного инжиниринга, по мнению Натальи Кирилловой и экспертов, станет рост доли именно отечественных инжиниринговых компаний в российском инжиниринге. По словам Натальи Кирилловой, это не только позволит деньгам, уходящим на данный момент к иностранным инжиниринговым компаниям, остаться в стране, но обеспечит и определённое тактическое преимущество. «Если мы будем зависеть целиком от иностранного инжиниринга, то это может даже оказаться опасным», — добавила она.

Важным документом для развития инжиниринга является так называемая Дорожная карта в области инжиниринга и промдизайна, утверждённая Правительством РФ в распоряжении № 1546-р от 11 июня 2020. В карте обозначены как федеральная, так и региональная повестка мер, необходимых для максимального роста инжиниринговой отрасли. В цели федерального уровня входит создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры МСП, модернизация и развитие экономики и усиление экспорта, тогда как регионы призывают сфокусироваться на создании лидеров в области инжиниринговых услуг, развитии образовательной инфраструктуры и создании механизмов координации инжиниринговых компаний и поддержки инжиниринговой индустрии.

Наталья Кириллова посоветовала регионам с инжиниринговыми услугами выходить на экспорт, сказав, что «инжиниринговые компетенции, которыми вы обладаете можно и нужно экспортировать» и выразила надежду, что новые механизмы поддержки появятся уже в середине следующего и будут внедрены в практику в начале 2023 года. Важность экспорта инжиниринговых услуг подчёркивается и тем, что многие из уже существующих центров инжиниринга (ЦИ) работают совместно с экспортными центрами для подготовки и модификации продуктов и услуг. Продукция чаще всего оказываются непригодной к экспорту даже не из-за сертификации, а именно из-за проблем с модификацией — причём, зачастую для разных стран необходимо делать разные модификации.

В число уже существующих ЦИ входят центры на базе вузов, созданные при поддержке Минобрнауки и Минпромторга РФ и Региональные Центры Инжиниринга, созданные по программе Министерства Экономического Развития. В компетенции инжиниринговых центров входит разработка, модернизация и развитие продукта, создание и модернизация производства, развитие МСП до уровня приёма крупных заказов и повышение производительности труда. При этом три субъекта, а именно Пермский край, Самарская область и Республика Татарстан не получают деньги из федерального бюджета, а финансируют свои центры инжиниринга из средств регионального бюджета, что подчеркивает их понимание и заинтересованность в развитии собственных инжиниринговых компетенций. В Москве организована программа возмещения затрат на инжиниринг, а ещё 44 субъекта получают поддержку из Федерального Бюджета.

Наталья Кириллова призвала слушателей выступления сосредоточить внимание именно на них, отметив при этом, что из этих 44 субъектов достаточный бюджет имеют Липецкая область, Республика Башкортостан, Московская и Челябинская область и Приморский край: «Если вы среди них себя не видите, то, я считаю, что ваш Региональный Центр работает не так эффективно как мог бы — он недофинансирован или не создан». В качестве примера она привела Свердловскую область, где несмотря на высокий уровень производства отсутствует центр, который мог бы, как и большая часть ЦИ работать в качестве проектного офиса, взаимодействуя с региональными предприятиями по типу консорциума. Кроме того, именно в ЦИ сосредоточен бюджет, необходимый для софинансирования малого и среднего бизнеса. Несмотря на необходимость региональной поддержки в стадии разработки инвестиционного проекта, сами ЦИ способные помогать предприятиям с низкой выручкой повышать производительность труда. При этом из-за более низкого начального уровня производства, конечный эффект от мероприятий является более ощутимым и заметным.

В завершающей части выступления Наталья Кириллова порекомендовала регионам проанализировать свои возможности в части региональных инжиниринговых компетенций и, в случае наличия соответствующего потенциала, разработать региональные карты развития инжиниринга с целью лучшей и большей интеграции в федеральную повестку и дорожную карту.

Спикер рассмотрела пример развития инжиниринга в Хабаровской области, где создана более целенаправленная карта по развитию инжиниринга именно в рамках региона. Кроме того, в Хабаровске планируется создание инжинирингового хаба, который станет своего рода «точкой притяжения» для малых компаний, наладит связи и обеспечит взаимодействие. «Наверное, самая главная задача региона — это иметь точку роста для межотраслевого, межрегионального и, главное, межведомственного взаимодействия. Такой точкой как раз может стать региональный центр инжиниринга», — сказала Наталья Кириллова в финале выступления.

Каролина Шаллер

Возврат к списку