+7 (495) 380-19-85

info@enginrussia.ru

Главная » Новости » Лента новостей » «Что сдерживает кооперацию инновационных МСП с крупными заказчиками?» — на этот вопрос искали ответ участники дискуссии Форума Open Innovation

«Что сдерживает кооперацию инновационных МСП с крупными заказчиками?» — на этот вопрос искали ответ участники дискуссии Форума Open Innovation

22.10.2018
«Что сдерживает кооперацию инновационных МСП с крупными заказчиками?» — на этот вопрос искали ответ участники дискуссии Форума Open Innovation

17 октября в Москве в рамках форума Open Innovation прошел III общероссийский конгресс организаций инновационной инфраструктуры поддержки МСП, где Наталья Кириллова, член генерального совета и руководитель подкомитета по Инжинирингу Деловой России выступила модератором сессии о взаимодействии инновационных МСП с крупными заказчиками.

В дискуссии приняли участие Наталья Битюкова, заместитель руководителя Дирекции информационного и методического содействия организации закупок у субъектов МСП АО «Корпорация «МСП», Владимир Пастухов, директор Российского технологического агентства, Михаил Аким, вице-президент компании АВВ в Росси, Борис Игонькин, генеральный директор опытного завода «Авиаль», Евгений Давыдов, директор регионального центра инжиниринга Пермского края, Дмитрий Вагин, исполнительный директор АНО «Инновационый инжиниринговый центр «Иннопрактика», Алексей Марков, руководитель отдела инструментов промышленной политики Фонда развития промышленности, а также специальный гость сессии из Германии Хельмут Дингер, директор международной академии бизнеса Ахенского технологического университета.


В зале собрались представители региональных центров инжиниринга, чья деятельность напрямую связана с развитием малого и среднего производственного предпринимательства и внедрением инноваций в производство. Региональные центры инжиниринга (РЦИ) — это сетевая инфраструктура господдержки малого и среднего производственного бизнеса. Первые центры инжиниринга начали работу в 2013 году. Создаются центры по программе Минэкономики РФ. Сейчас центров 57, они есть в 49 регионах страны.

Обсуждение получилось живым и очень интересным. «В чем состоит основной сдерживающий фактор в развитии промышленной кооперации инновационных МСП с крупными компаниями? Какие механизмы поддержки должны быть задействованы, чтобы ускорить этот процесс?» — такими вопросами открыла дискуссию Наталья Кириллова.

По словам Владимира Пастухова, инструменты господдержки — это самый живой и самый настраиваемый инструмент. Самое главное — запросы бизнеса. «Если есть актуальные запросы, мы всегда адаптируем под них инструменты поддержки. Такая исключительная возможность сейчас есть. Мы входим в новый политический цикл, где на первый план выходит децентрализация, передача части ответственности, полномочий и финансирования регионам. Есть указ Президента № 204 от 07 мая 2018 года, который определил нам направление главного удара. В рамках общей логики национальных и федеральных проектов система существующих мер поддержки может быть модифицирована. Уверен, если систему нужно донастроить на активизацию взаимодействия крупных заказчиков с малым и средним бизнесом, все ведомства — и Минэкономики, и Минпромторг и другие министерства — к этому готовы, не говоря уже об инфраструктуре институтов развития, включая тех, кто специализируется на работе с малым и средним предпринимательством. Деньги на финансирование есть».

Алексей Марков, отметил, что задача сейчас — эффективно распределить то, что имеется. «Не столь важно, сколько средств выделяется на цели, важно то, как это делается». По словам Алексея, заявители, с которыми работает фонд, не совсем представляют, «сколько в стране институтов поддержки, как называются, и что с этим конгломератом следует делать». Первый фронт работы: унификация всех инструментов господдержки, единообразие, второй — информирование о том, где взять деньги на опытный образец, а где на производство. Правила игры должны быть прозрачны.

Алексей опроверг существующее мнение о том, что фонд финансирует только крупные проекты. Более трети заемщиков, по словам докладчика, — это МСП. «И эта цифра будет увеличиваться. С прошлого года мы активно работаем с регионами, в субъектах создаются региональные ФРП, которые могут поддержать проекты меньшего масштаба. В 50 субъектах региональные ФРП созданы, и 43 региона могут выдавать займы совместно с нами. Осталось тиражировать наш федеральный опыт на все регионы».

Михаил Аким высказал определенный скепсис в отношении государственной поддержки инноваций: «Зачастую использовать ее — просто голову в петлю. Есть деньги, есть меры поддержки, и это прекрасно, но 9 из 10 мер поддержки зарегулированы так, что они перестают быть привлекательными для бизнеса. Нужно регулировать законодательство, ведь одно положение вступает в противоречие с другим». Михаил привел пример с 218 постановлением правительства: «прекрасная мера поддержки, но практически никто из зарубежных компаний не пошел в эту программу, потому что видит очень большие опасности. Вы подписываетесь под то, что должны произвести продукт в определенных объемах. И это должен быть продукт, который будет гарантированно продаваться в промышленных масштабах, но кто может знать на 100%, что новый инновационный продукт действительно будет продаваться? Часто из 10 новых продуктов в реалии успех имеет 1–2 продукта и это уже успех. Получить деньги на инновации в России можно значительно легче, чем в других странах. Вопрос: как за эти деньги отчитаться, и где зона риска в отчетности по этим деньгам».

Борис Игонькин поделился своим опытом работы с госпрограммами по поддержке МСП и дал совет: «Если вы хотите получить какую-то поддержку со стороны государства, наберитесь терпения, наймите людей, которые будут этим заниматься». По его словам, главная проблема в том, что деньги на поддержку выделяются, но нет нормально работающего механизма. «Мы пытаемся получить меры поддержки, но это напоминает старую шутку о том, что, чтобы у нас лечиться, нужно много здоровья, времени и денег. 70% нашей экономики — это корпорации с государственным участием. Попробуйте с ними поработать. Мы получили деньги по казначейству в феврале, до сих пор не можем их снять».

Что касается работы Корпорации МСП, Борис отметил: «В Корпорации работают живые и ответственные люди, которые искренно хотят помочь, но что из этого получается? У меня малое предприятие, которое работает с 10 банками. Самым тяжелым было открытие счета в банке МСП. Количество документов, которое запросил этот банк, многократно превышал все, что могут запросить другие банки. Парадоксально».

По опыту предпринимателя, сами корпорации большей частью ничего не закупают, закупают их предприятия, руководствуясь положениями о закупке. «Если и дают какую-то долю малому бизнесу, обычно достается ремонт, постройка забора, столовая. Достучаться со своим высокотехнологичным продуктом до корпораций невозможно. Нет канала коммуникации. Если бы корпорация МСП организовала этот канал: посадила бы за стол представителя Ростеха с полномочиями, тогда можно было бы о чем-то говорить и достучаться».

«Если вы будете заниматься не стартапом, а реальным производством, вы столкнетесь с большой проблемой — отсутствием инфраструктуры и технопарков. Сейчас технопарки — это некий деликатес. В новой Москве или области найти промышленную площадку проблема. Офис найти труда не составит, а вот разместить производство не получится. Хорошо бы государство занялось созданием инфраструктуры и массовых технопарков. Нам бы добиться того, чтобы наши промзоны выглядели, как Сколково», — завершил свое выступление Борис Игонькин.

Наталья Битюкова рассказала о растущей динамике в сфере закупок крупных заказчиков у малого бизнеса: «Более 50% субъектов МСП, которые являются поставщиками крупнейших заказчиков, говорят о том, что закупки стали открытыми и большие компании стали доверять малому и среднему бизнесу. Это видно и по объему закупок. Тенденция такова: в 2016 году было 64 млрд рублей, сейчас больше 2 трлн рублей. Это огромный рынок, который удалось открыть в результате взаимодействия с крупными заказчиками». Наталья отметила, что номенклатура закупок — это не массовый сектор, а производство и инновации.

Докладчик рассказала и о новых продуктах для поддержки предприятий: «Для инновационных предприятий создан специальный льготный кредит 6,5% с гарантией корпорации. Есть отдельная мера по поддержке стартапов, если проект реализуется в приоритетных отраслях. Мы ищем проекты для поддержки по всей стране, выезжаем в регионы, проводим семинары по участию в закупках крупнейших заказчиков».

«Сейчас создана рабочая группа с участием с основных институтов развития для консультации и поддержки быстрорастущих предприятий МСП. Корпорация взяла на себя роль агрегатора, который собрал все основные меры поддержки. Рабочая группа отобрала 27 проектов, которые показали рост выручки на 20% за последние три года. Им мы предлагаем ручное управление (консьерж-сервис) для всех мер поддержки, которые есть».

В заключении представитель корпорации отметила, что часто сталкивается с отсутствием отклика от субъектов МСП на свои инициативы. «Проблема заключается в недоинформированности субъектов МСП о тех мерах господдержки, которые для них предусмотрены».

Большой интерес вызвало выступление руководителей центров инжиниринга Дмитрия Вагина и доклад Евгения Давыдова. Дмитрий Вагин рассказал о новом проекте создания инжинирингового центра, где учредителями выступают крупные заказчики, в том числе и с государственным участием. Учредители ставят задачи инжиниринговому центру, центр ищет компетенции по всей стране, чтобы решить поставленную задачу. Первые результаты есть, официально они будут представлены в конце года. Евгений Давыдов рассказал о работе в Пермском крае регионального центра инжиниринга (РЦИ) как единого технологического окна для комплексного решения задач промышленных предприятий. Используя имеющиеся административные и финансовые ресурсы, РЦИ Пермского края, смог за 1,5 года создать технологический многофункциональный центр. В деятельность центра вовлечены региональные органы власти, научные организации, малый и средний бизнес, крупные компании и холдинги. Основная идея центра — комплексный подход к работе с предприятием. Штатные структуры центра осуществляют внедрение цифровых технологий, развивают производственные системы, организуют промышленную кооперацию, занимаются прототипированием и промдизайном, поддерживают экспорт. Остальные компетенции единый оператор берет в так называемых внештатных проектных центрах (это свободные отраслевые объединения малых и средних инжиниринговых компаний). Специализации проектных центров: машиностроение и энергетика, распределенные производства, конструкторско-технологическое обеспечение, автоматизация и роботизация, композиционные и полимерные материалы, химические технологии. По словам Евгения, в созданном ими реестре промкооперации Пермского края сейчас 400 компаний. Все они прошли проверку, в том числе выездные аудиты, и взаимодействуют друг с другом на региональном и уже даже федеральном уровне. РЦИ Пермского края готов делится опытом с другими субъектами РФ.

Хельмут Дингер отметил, что, конечно, поддержка малого бизнеса — очень важна, и рассказал, что экономика Германии на 70–80% — это малый и средний бизнес. В Германии действует много различных программ поддержки промкооперации на региональном и федеральных уровнях. Но не это самое важное. Главный вопрос промкооперации — это доверие. В Германии до 90% производства может быть отдано на аутсорсинг, но эти связи и доверие выстраивались десятилетиями. При этом он предположил, что, возможно, Россия должна пройти свой путь, и хотя ускорение придавать безусловно нужно, но не стоит на этом зацикливаться. Главное, должны быть модераторы данного процесса.

В конце дискуссии Наталья Кириллова попросила участников дискуссии высказать свое мнение и резюмировать ответь на вопрос: «Как же все-таки придать ускорение данному процессу в России. Спикеры сошлись во мнении, что представленные примеры работы центров инжиниринга в роли модераторов процесса промкооперации МСП с крупным бизнесом являются действенным механизмом, который, безусловно, способен ускорить процесс. Главное, чтобы деятельность работы таких центров была поддержана на региональном и федеральном уровнях. При этом, предприниматели оказались единодушны во мнении, что ждать еще 10 лет не хотелось бы, нам нужно все-таки ускорять этот процесс в помощью институтов развития и инфраструктуры поддержки.

Возврат к списку