+7 (495) 380 19 85

Главная » Новости » 1 » Выступление Татьяны Въюгиной на КЭФ

Выступление Татьяны Въюгиной на КЭФ

02.03.2015

Уважаемые участники совещания. Разрешите представить обобщенную экспертную оценку деятельности региональных центров Инжиниринга за 2013-й и 14-й годы.

РЦИ – это объект инфраструктуры поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства.

Мы сельхозпредприятия прописали в документах РЦИ 2015 года, так как из опыта работы с данными МСП увидели, что там кроется большой потенциал по улучшению  и оптимизации процессов, а также трансфере и внедрение новых эффективных технологий. Очень хорошо отрабатывает эту тему отраслевой РЦИ АПК Томской области. Есть первые положительные результаты. Сегодня поставлена сверх-важная задача – развить сельское хозяйство и сельхозпереработку. РЦИ могут и должны принять активное участие в этом процессе.

Целью деятельности РЦИ является: повышение технологической готовности субъектов МСП  к развитию  производства, модификации выпускаемых и освоению новых видов продукции, внедрению инноваций. То есть конечная цель – это инвестиции в производство.

РЦИ – это инициатор процессов модернизации производства  и продуктов на предприятиях МСП, 

РЦИ – это коммуникатор и координатор между предприятиями МСП и инфраструктурой Инжиниринга  - это платформа Open engineering.

3 слайд
 
Главное достижение 2-х летней работы: Создана СЕТЬ РЦИ (и здесь ключевое слово именно СЕТЬ).  Это важно для межрегионального взаимодействия и сотрудничества, обмена опытом, тиражирования успешных практик, инициатив, а также развития рынка Инжиниринга.

ОСНОВНОЙ особенностью мероприятия РЦИ является поддержка не только производственных МСП,  но и инжиниринговых компаний.


 
То есть услугу с гос.поддержкой  получает производственное предприятие МСП,  а заказ с гос.поддержкой получает инжиниринговая компания. Это означает, что на 1 вложенный государством рубль поддержку получают два субъекта МСП. В результате создания РЦИ в Субъекте мы ожидаем рост производительности труда, увеличение выпуска продукции, создание высокопроизводительных рабочих мест,  как на производственных предприятиях, так и в инжиниринговой отрасли.

РЦИ
– это молодой проект, это стартап. Фактически первая деятельность РЦИ началась в 4-м квартале 2013 года, но сегодня мы уже можем говорить о конкретных результатах этого мероприятия.

И главный из них -  это активная работа в течение 2-х лет, которая показала,  что мы с вами  научились вовлекать в этот процесс малый и средний производственный бизнес. Параллельно с этим через РЦИ выявляются региональные инжиниринговые компетенции, формируется база  инжиниринговых компаний и их проектов. Это особенно важно и актуально в период экономических и технологических санкций со стороны западных стран. Наша цель в будущем, максимально опираться на отечественные  компетенции выстраивая, при этом, взаимовыгодное сотрудничество с западными партнерами.


 
Серьезное достижение - отработан алгоритм взаимодействия между РЦИ – предприятиями МСП и инжиниринговыми компаниями.

Разработаны инструменты и методики выявления предприятий, готовых к развитию своих производств. Проанализированы услуги, наиболее востребованные предприятиями МСП. Собран  объем  информации об успешных практиках. То есть сегодня Субъектам,  которые планируют создавать РЦИ будет гораздо легче наладить у себя в регионе эффективную работу данного мероприятия.

Сейчас я отдельно остановлюсь на положительных и отрицательных моментах, которые мы выявили за 2 года серьезной работы.

Мы настаиваем на том, чтобы РЦИ начинал свою работу с формирования 2-х БАЗ Данных:

1) Базы производственных предприятий МСП, сегментированных  по отраслям – это потенциальные заказчики РЦИ 

2) Базы инжиниринговых организаций – это партнеры  РЦИ и потенциальные исполнители Заказов предприятий МСП.

Почему мы уделяем столько внимания к Базам данных?



Я вернусь к основному слайду:

Через данное мероприятие мы формируем Рынок  инжиниринговых услуг, а Рынок подразумевает наличие целевой аудитории, которую РЦИ должен ЗНАТЬ, как говорится, «в лицо». Для этого обязательно нужны БД - они содержат актуальную информацию о заказчиках и исполнителях и должны постоянно  пополняться и актуализироваться. Тогда РЦИ будет комфортно и легко работать. Это также очень удобно для мониторинга, анализа и информирования всех участников данного процесса.

Мы сейчас наблюдаем, что в субъектах нет единой  информационной Базы по предприятиям МСП, получавших ранее гос.поддержку. У каждого инфраструктурного мероприятия что-то свое имеется, но по факту очень трудно понять что же происходит, кому уже была оказана поддержка, и какая, невозможно увидеть, какие формы поддержки еще необходимы предприятию МСП.  Возможно, что ему как раз необходима поддержка центра инжиниринга?

В регионах, где созданы БД дела идут быстрее, выстраивается конструктивный контакт с МСП.  Там, где РЦИ игнорируют данную задачу – потом начинаются трудности.  Нет планомерной работы с предприятиями, не происходит охвата максимального количества МСП услугами РЦИ, как результат, плохое выполнение KPI.

Отдельно скажу про БД инжиниринговых компаний - это не просто взятые из справочников названия предприятий с адресами. БД должна содержать информацию о компетенциях и референциях компаний, успешных практиках. С ними тоже надо встречаться лично.

То есть две БД  решают две  разные задачи и они обязательно должны ложиться в основу работы РЦИ. Поверьте, это залог успеха деятельности РЦИ, а также выполнения достаточно серьезных KPI, которые Вам ставит Минэкономразвития РФ.

Теоретически сейчас в 25 РЦИ должно быть в БД около 4000 производственных и с/х МСП . Все они могут быть привлечены на межрегиональном уровне к решению разных задач - импортозамещения, аутсорсинга, развития производств и технологий, к сотрудничеству с крупными компаниями, зарубежными партнерами и т.д. То есть по  базе МСП РЦИ может  осуществлять целенаправленный отбор предприятий по заданным показателям. И такие примеры у нас в практике тоже имеются, я о них расскажу чуть позже.

Стоит отметить РЦИ, которые создали БД и активно по ним работают:

  • г.Москва
  • Алтайский край
  • Республика Татарстан
  • Владимирская обл
  • Липецкая обл
  • Кемеровская обл
  • Самарская обл
  • Хабаровский край
  • Белгородская область

Хотелось обозначить некоторые  особенности, которые были выявлены в процессе общения с предприятиями при создании актуальных БД производственных предприятий МСП:

В некоторых регионах прослеживалось недоверие к господдержке или нежелание руководителей предприятий сотрудничать с государством («мы в лотерею с государством не играем», «будем и дальше справляться своими силами» - говорят они). Одним из таких регионов является республика Татарстан, где отмечено общее недоверие со стороны руководителей предприятий к гос.поддержке. Но в тоже время большинство из них соглашались предоставить данные, чтобы получить информацию об услугах РЦИ по эл. почте.

В Москве отмечен высокий уровень заинтересованности предприятий, но также проскальзывает недоверие к гос.поддержке. Было  сложно «пройти» через секретарей к руководству для донесения информации. Видимо, это связано с большим трафиком рекламных компаний в столице.

Липецкая область – прослеживалось недоверие к господдержке в целом, но отмечено большинство заинтересованных (высокий или средний уровень заинтересованности)

Самарская область – высокий уровень заинтересованности (151 компания из 206  дали  свой эл. адрес для получения подробностей о поддержке РЦИ), хорошая обратная связь от предприятий.

Во Владимирской области была хорошая обратная связь, сотрудники предприятий легко шли на контакт и подробно предоставляли информацию.

В Кемерово было немало прямых отказов (64 отказов на 155 заинтересованных), прослеживалось «общее кризисное  настроение» предприятий.

Алтайский край – было 35 отказов на 151 заинтересованных, но ярко выраженных особенностей нет.

Хабаровский край – предприятия шли на контакт, не вызвали очевидных сложностей в процессе информирования.


 
Отмечено, что часто руководители предприятий имеют затруднения в понимании термина «инжиниринговые услуги» (что это, как это работает, как применяется на предприятии)? С связи этим появляется необходимость в первом телефоном разговоре с предприятием углубляться в эту тему и приводить конкретные примеры.  Часто на простой вопрос «Есть ли потребность в господдержке и какая поддержка нужна предприятию?»  руководители не могут ответить сразу, за исключением тех случаев, когда есть конкретный проект, под который планируется привлекать финансирование. »

Многое зависит от правильной техники первого общения с предприятиями МСП по телефону -  это важный момент, просим на него обратить серьезное внимание руководителей РЦИ. Иначе, можно  на начальном  этапе дискредитировать саму идею, если не суметь ее правильно донести до предприятий.


 
Основные проблемы субъектов МСП, выявленные в ходе оценки индекса технологической готовности к развитию в 2014 году остаются прежними:

  • Отсутствие у большинства предприятий чёткой стратегии развития;
  • Плохой маркетинг;
  • Слабые кооперационные связи;
  • Высокая изношенность производственных фондов;
  • Проблема кадров и их квалификации;

Почему  в деятельности РЦИ так важны аудиты?

Любой Аудит - это инвентаризация, а это всегда хорошо. Мы же с Вами очень радуемся, если нам удается найти время , чтобы разобрать свой шкаф и понять , а что там все-таки лежит. Находим, довольно часто, интересные вещи.

Через  процедуру ИТГ (экспресс-оценку  производственных и управленческих процессов) РЦИ ВЫЯВЛЯЮТ  МСП, готовые к инвестициям в развитие производства и ДИАГНОСТИРУЮТ  их основные проблемы и потребности. Через финансовый аудит- финансовые риски и.т.д.


По факту  аудита РЦИ  получают объективную независимую оценку  и четкую информацию от самого предприятия. Они показывают, насколько предприятие готово к инвестиционному процессу, в том числе, в каких услугах оно нуждается в первую очередь,   целесообразно ли субсидирование, какой вид гос.поддержки даст предприятию в настоящий момент максимальный эффект.


 
В чем же непосредственный интерес Субъекта к такого рода информации?

Сегодня важнейшими целевыми индикаторами Госпрограммы поддержки МСП являются  увеличение инвестиций, рост производительности труда, рост количества рабочих мест, увеличение объема выданных кредитов и гарантий, общий объем привлеченных средств на государственную поддержку МСП, а также эффективность федерального и регионального бюджетного финансирования.

И РЦИ в этом смысле хороший помощник по выявлению предприятий, с которыми можно, как говорится,  «кашу сварить», то есть реализовать конкретные инвестиционные проекты с гос.поддержкой.

МСП при аудитах выигрывает в том, что профессионалы оценивают их  уровень организации производства со стороны. Это независимая оценка, и она открывает собственникам глаза на некоторые важные вещи, которые они не видят из-за своей ежедневной занятости.

Через оценку ИТГ мы  формируем спрос на услуги – и это не абстракция какая-то,  а уже конкретные проекты, проблемы и  задачи предприятий  МСП, выраженные в цифрах.


Это означает, что мы в текущем году сразу формируем спрос на услуги  и финансовую поддержку  предприятий МСП  на будущий год. То есть возможен прогноз объема необходимого размера гос.поддержки и субсидий – это, в своем роде, системный плановый подход, что при бюджетном финансировании крайне важно .
 

 
С 2015 года в списке РЦИ появится важная услуга:  «Антикизисный консалтинг»

Это анализ проблем и потребностей предприятий  МСП, влияющих на их конкурентоспособность


Основные задачи:

- выявление первоочередных проблем предприятий МСП
 (по трем уровням: - процессы, - производство, - рынок)
- определение текущих потребностей предприятий МСП;
- идентификация  предприятий, нуждающихся в услугах РЦИ, а также услугах другой инфраструктуры поддержки МСП;
- определение потенциала снижения издержек предприятия;
- выявление продуктов  для импортозамещения ( по методике*). –

Цели:

- увеличить охват (количество) предприятий МСП услугами РЦИ;
- определить меры по решению проблем и задач предприятия через региональные и федеральные  программы;
- запустить  синергию  инфраструктуры и повышение эффективности гос.поддержки МСП.


 
Мы еще раз обращаем внимание руководителей РЦИ, что услуга оценки ИТГ необходима предприятиям, у которых действительно есть уже довольно серьезное производство. Им необходим Данный вид экспресс-аудита, чтобы оценить свой уровень, получить рекомендации специалистов. Фактичеки ИТГ – это первый этап работы по подготовке предприятия к инвестиционному проекту, направленному на дальнейшее развитие производства с трансфером / внедрением эффективных технологий, расширением и освоением новых видов продукции,

Однако мы заметили, что РЦИ (особенно в первый год)  не ищут "сложных" путей. Они идут к малым предприятиям, где работать легче. Это действительно очень сложно работать "лицом к лицу" (не по телефону) с уже зрелыми предприятиями, которые к тому же имеют довольно низкий коэффициент лояльности к гос.программам поддержки.  Но часто для малых предприятий услуга ИТГ является избыточной. Мы это два года наблюдали, общались с РЦИ и поняли, что им для старта общения с большой массой (особенно малых) предприятий, необходим особый инструмент, то есть  более легкая универсальная услуга, которая подойдет для всех типов предприятий МСП. И такая услуга «Антикризисный консалтинг» появится в сметах РЦИ в 2015 году.

Содержание данной услуги мы кратко описали. К началу работы РЦИ по бюджету 2015 года будет разработана методика. Она будет гораздо проще и меньше по объему, чем методика ИТГ. Это фактически интервью с руководством предприятия, а не аудит. Однако форма опросника и методика его проведения (единобразие) нам также необходимы для успешного внедрения данной услуги в деятельность РЦИ  и мониторинга ее результатов.

Как вы видите, мы активно вводим в деятельность РЦИ методики и регламенты, зачем?:

Для того, чтобы  РЦИ не теряли время на разработку собственных документов и норм, а больше работали с предприятиями. Поверьте, из кабинета с производственными предприятиями эффективно взаимодействовать не получится. Надо к ним ехать, разговаривать, видеть и понимать их деятельность включая личное общение с собственниками и руководителями. Кроме этого,  единая методическая поддержка помогает выстроить прозрачные условия работы, отчетов, анализа и мониторинга. 
Это как учеба  в школе – у всех  одна программа, все дружно учим Пушкина. А потом уже начинается самостоятельная работа. Если бы мы учились все дома,  а не в школе – половина страны ходили бы неграмотные :-)

Кадры Инжиниринг


 
1.    За 2 года при поддержке кафедры Инжиниринга технологического университета МИСИС обучено более 80 аудиторов по методике оценки индекса технологической готовности предприятий МСП к развитию. В этом году мы планируем продолжить обучение. У нас даже есть практика проведения выездного семинара в Ставропольском крае. Хотелось бы отметить серьезный подход этого региона к методике ИТГ. На семинаре вместе присутствовали руководители многих инфраструктурных мероприятий  по поддержке МСП (гарантийного фонда, инвест.фонда.....). И мы считаем это очень хорошим знаком. Мы полагаем, что такие практики проведения выездных семинаров можно реализовать и в других регионах.

2.    Основной текущей задачей деятельности РЦИ является увеличение охвата предприятий МСП. Кроме этого, начинают вступать в фазу реализации разработанные через РЦИ проекты развития (модернизации) предприятий. Их также необходимо сопровождать -  соответственно  нужны обученные для этого люди – профессионалы своего дела.

С целью  расширения количества  экспертов по различным услугам РЦИ мы  начали сотрудничество с Экономическим факультетом   МГУ им. Ломоносова (кафедра инноваций), факультетом бизнес-информатики Высшей школы экономики - идет отбор на обучение по профессии DUE DILIGER (упаковка, привлечение средств, маркетинг, первые продажи).

Налажено  сотрудничество с кафедрой инжиниринга МИСИС, Московской Высшей школой Инжиниринга, а такжес  немецкими коллегами – техническим университетом РВТИ г.Ахен. Мы планируем активно внедрять обучающие программы, как для инжиниринговых компаний, так и для руководителей РЦИ. Например, в мае этого года мы опять пригласим руководителей и сотрудников РЦИ в Москву на ежегодную конференцию «Инжиниринг в экономике России» и далее на 2-х дневный семинар. В сентябре мы организуем 3-х дневную поездку руководителей РЦИ в Германию в центры компетенций г. Ахен, они нас уже с нетерпением ждут, чтобы обменяться опытом и современными методами консалтинга производственных предприятий МСП. Мы знаем, что в Германии МСП составляет около 80% ВВП, и это в большинстве своем высокотехнологичные и высокопроизводительные предприятия. Поэтому опыт немецких коллег будет для РЦИ очень полезен.

Важная Задача ближайших 2-х лет - формирование пула компетенций и кадров для выполнения через РЦИ заказов предприятий МСП на высоком уровне. И мы будем этим активно заниматься вместе с РЦИ.

Сотрудничество с крупным бизнесом

 У нас есть примеры выстраивания  сотрудничества с крупными Холдингами, которые начали обозначать интерес к аутсорсингу с привлечением субъектов МСП (как производственных, так и инжиниринговых компаний).

Один Пример из практики:

1. Крупная минерально-химическая компания заинтересована в  расширении рынка сбыта нового пигмента, полученного из отходов производства. Мы изучили вопрос и выявили,  что необходима доработка продукта. Проконсультировались с  производственным предприятием Микроталькмед в Самарской области. Там был как раз проведен аудит ИТГ, и мы увидели по отчету, что они могут для этой задачи подойти. Микроталькмед предложил интересную технологию и оборудование,  сейчас уже обсуждаются условия ее внедрения в крупном холдинге. Такие примеры есть и в других в регионах.  Вот такие интересные вещи сегодня уже происходят.

То есть посыл со стороны экспертов для руководителей РЦИ следующий: надо больше общаться с предприятиями и экспертами, тогда будут обязательно возникать новые решения и проекты, появляться новые возможности для развития ваших предприятий МСП. Закон перехода количества в качество никто не отменял, коллеги.

Ошибки и проблемы



 
1. Главная проблема в том, что федеральное финансирование  РЦИ обычно получают не раньше октября-ноября, поэтому регионам все приходится делать в спешке и это влияет на качество. Мы очень надеемся на принятие правила 3-х летнего финансирования сложных инфраструктурных мероприятий. Пока его нет, мы советуем РЦИ готовить предприятия к получению услуг РЦИ заранее, чтобы по факту получения денег сделать все оперативно.

2. Мы также видим проблему в том, что после аудитов и получения рекомендаций экспертов предприятия опять остаются «один на один» с задачей устранения своих проблем. Необходимо продолжать сопровождение и коучинг  предприятий до полного устранения ими выявленных «узких мест». Мы рекомендуем РЦИ, которые работают второй год и более, закладывать в смету на статью «прочие услуги» сопровождение проектов и коучинг. Это не такие большие деньги, но без этого мы рискуем, что необходимые для повышения технологического уровня рекомендации, предприятия в одиночку так и не реализуют.


 
3. Кроме этого, наблюдаются сложности в привлечении финансирования от банков и других фин.организаций на реализацию разработанных через РЦИ проектов развития предприятий. В решении данной задачи мы очень надеемся на активное сотрудничество между  различными элементами инфраструктуры поддержки МСП в Субъектах, а также на запущенные федеральные программы гос.поддержки.

На сегодняшний день, финансовые   формы поддержки в субъекте работают отдельно от  РЦИ - в итоге нет логического завершения начатого дела - то есть мы не всегда доводим разработанные через РЦИ проекты до финальной стадии финасирования.

Поэтому важным этапом работы в 2015 году должна стать  интеграция деятельности РЦИ с другими программами и мероприятиями поддержки  МСП в субъекте. Необходимо выстроить сотрудничество между созданной инфраструктурой МСП и поставить главной целью  синергию, направленную на повышение эффективности гос.поддержки.

Считаем что Прозрачность и Открытость к сотрудничеству с государством,  на  которую МСП  идут через процедуру аудита по оценке их индекса технологической готовности,  должна  быть  вознаграждена  приоритетной финансовой поддержкой именно таких предприятий и проектов (через субсидии, гранты, льготные кредиты).

Стоит отметить, что финансовые организации, получая сегодня в проработку на финансирование Проекты с брендом РЦИ,  уже высоко оценивают и понимают, что это качественный  проект с минимальными техническими и другими  рисками.  
 
Кратко о сотрудничестве с Минпромторгом России:


1)    В  целях популяризации Инжиниринга поставлена задача составить реестр 100 наиболее  интересных инжиниринговых проектов. Мы начнем эту работу в марте. Методика отбора проектов уже разработана, подробную информацию мы направим в РЦИ в ближайшее время.

2)   В рамках сотрудничества с РЦИ Владимирской области в 2014 г  выявлены и упакованы 2 проекта под программы финансирования Минпромторга России Это производство нетканых материалов и создание частного инжинирингового центра прототипирования. Здесь РЦИ очень хорошо и оперативно поработал, молодцы.

Несколько слов о задачах и программах, в которых, на наш взгляд, будет полезным и целесообразым участие РЦИ.


1)   Деловая Россия озвучила  на съезде и президенту РФ, что ставит перед собой задачу за  2-3 года в РФ  создать не менее 1000 новых современных производств. Считаем что осуществление поставленной цели в такие короткие сроки можно достичь путем создания современных производств на базе действующих предприятий МСП с высокой технологической готовностью, с которыми сегодня уже работают РЦИ. Ведь самое главное в успешном производстве - это кадры. А как раз у таких предприятий кадры соответствуют, их можно немного подучить и они легко справятся с новыми задачами.

Уверены, что в реализации этой задачи РЦИ может стать активным союзником – разработчиком и поставщиком таких проектов.

Отдельно хотелось остановиться на гос.программе обязательного вовлечения малого и среднего бизнеса в деятельность крупных Холдингов. Объем закупок госкомпаний составляет ежегодно порядка 7 триллионов рублей. Согласно "Дорожной карты по расширению доступа МСП к закупкам  инфраструктурных монополий и компаний с гос участием" планируется довести долю МСП в поставках до  18 процентов к 2015 г - т.е  . рынок очень перспективный для МСП. РЦИ должны активно работать в этом направлении.

И о больном: Поставленная Президентом и Правительством задача импортозамещения всем ясна. Считаем, что потенциал импортозамещения в секторе МСП целесообразно  проанализировать через инфраструктуру поддержки, и прежде всего через РЦИ, чтобы выявить продукты, которые могут быть произведены предприятиями в рамках программы импортозамещения. Услуга «Антикризисный консалтинг»  включает проведение данного анализа. Мы также готовы оказать помощь и поддержку всем заинтересованным в этом вопросе регионам (в том числе, у которых нет пока РЦИ).


 
Резюмируя сказанное хотелось бы подчеркнуть, что:

1. На сегодняшний день  главной задачей является развитие конструктивного  сотрудничества  и взаимодействия между  РЦИ, предприятиями МСП и инжиниринговыми организациями, а также установление межрегионального сотрудничества между центрами Инжиниринга.  Фонд Содействия привлекает для координации и сопровождения данного процесса экспертов Общественной организации Деловая Россия, АИРР,  Международного центра инжиниринга и инноваций и др. Уже несколько лет действует общероссийский портал Enginrussia.ru, который подробно освещает тему развития инжиниринга и его лучших практик. В марте пользователи увидят новый дизайн и функционал портала, который будет помогать предприятиям находить инжиниринговые компетенции и решения, а также партнеров по кооперации.

 2. РЦИ - это сложное инфраструктурное мероприятие, но субъектам не стоит бояться его инициировать. Эксперты  готовы оказать необходимую поддержку РЦИ в их деятельности.

И еще, разрешите от имени и по личной просьбе Натальи Кирилловой, которая не смогла лично присутствовать на сегодняшнем мероприятии, пожелать   всем участникам сегодняшнего совещания и особенно руководителям РЦИ, удачи в реализации задуманных планов!

Возврат к списку