Институты развития формируют систему последовательной и взаимодополняющей поддержки инжиниринговых компаний
Дорожная карта по развитию инжиниринговой деятельности в рамках комплекса инструментов государственной поддержки предполагает финансирование проектов на базе уже существующих организаций, таких как Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, Российский фонд технологического развития (РФТР), Центр разработки и коммерциализации новых технологий, ОАО «РОСНАНО».
В зависимости от направления, масштаба и характера деятельности инжинирингового центра в настояще время институтами развития применяются различные инструменты и механизмы их поддержки. Данное различие позволяет осуществлять поддержку инжиниринговых компаний на всех стадиях развития.
Формируя систему последовательной и взаимодополняющей поддержки инжиниринговых компаний, каждый государственный институт развития выступает важным элементом, обеспечивающим поддержку на условиях целевого возвратного финансирования при одновременной консультационно-управленческой поддержке развития компании.
РОСНАНО
Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) реализует Концепцию технологических инжиниринговых компаний. Согласно нее, технологическая инжиниринговая компания (ТИК) — это коммерческая структура, разрабатывающая по заказу сторонних организаций технологии, продукты на основе базовых технологий и оборудование. Целями реализации Концепции ТИК являются:
Развитие деятельности по разработке и подготовке к промышленному внедрению оригинальных технологий, продуктов на основе базовых технологий, а также оборудования путем поддержки разработчиков и организованных ими малых компаний.
Стимулирование крупных индустриальных заказчиков к внедрению большого количества инноваций и самостоятельному развитию отраслевых центов компетенций.
Стимулирование иностранных инжиниринговых центров и компаний к созданию в России локальных центров разработки и трансферу инжиниринговых компетенций.
Основой ТИК является технологическая база, успешно применяемая в сфере технологического инжиниринга. Она должна включать совокупность интеллектуальных, кадровых, организационных и материальных ресурсов компании. При этом используемые материальные и нематериальные активы ТИК могут быть как собственными, так и привлекаемыми на правах пользования.
Основная часть выручки ТИК должна обеспечиваться разработкой технологических решений для заказчиков на основе имеющейся технологической базы, так как ее обслуживание влечет существенные затраты и повышенную требовательность к объему оборотных средств. Обеспечить данные моменты возможно только при наличии постоянного спроса на инжиниринговые услуги.
Результатом деятельности технологических инжиниринговых компаний должны стать:
конструкторская документация на изготовление технологического оборудования и систем, в том числе с целью модернизации существующих производственных линий;
промышленные образцы технологического оборудования и систем, необходимых для реализации технологического решения;
технологическая документация на производственный процесс по изготовлению продукции, эксплуатационная и ремонтная документация.
опытные и контрольные партии продукции;
сервис по монтажу, обслуживанию и ремонту разработанного производственного оборудования;
сертификаты соответствия производственного процесса, оборудования требуемым нормам;
необходимые ОЕМ-компоненты и системы, конструкторская документация на их изготовление.
В соответствие с концепцией ФИОП, инжиниринговая компания предоставляет следующие услуги:
технико-экономическая экспертиза возможных решений для заказчика (технологический аудит),
выполнение проектно-изыскательных работ, формирование технических условий для интеграции технологического решения в производственный процесс;
технологическое проектирование;
дизайн технологических процессов;
создание и управление интеллектуальной собственностью;
управление внутренним проектом (разработка кастомизированного решения для заказчика);
управление проектом внедрения и запуска в эксплуатацию на стороне заказчика;
разработка конструкторской документации.
ФИОП осуществляет отбор ТИК на конкурентной основе. Финансирование проектов по созданию ТИК проводится путем участия в уставном капитале компаний, и (либо) предоставления льготного займа.
При этом Фонд участвует в проектах по созданию ТИК на следующих условиях:
В рамках одного проекта по созданию ТИК общий объем инвестиций фондом не должен превышать 75% от заявленного бюджета. Из них не более 50% от бюджета проекта (или 2/3 от инвестиций фонда) могут быть предоставлены в форме льготного займа. Необходимость использования обоих инструментов должна быть обоснована, в том числе механизм минимизации рисков фонда, выступающего как акционерным, так и долговым инвестором.
Объем инвестиций со стороны заявителя должен составлять не менее 25% от заявленного бюджета проекта. Заявки, предлагающие более выгодную для фонда пропорцию инвестиций для ФИОП являются приоритетны в отборе тем .
Участие иностранных инжиниринговых центров позволяет применять иные схемы финансирования ТИК, исходя из оценки инвестиционной целесообразности и репутационного капитала заявителя. При этом необходимо соответствующее решение Наблюдательного совета фонда и одобрение Правления РОСНАНО.
ФИОП инвестирует проекты на стадии коммерциализации и развития, которые обеспечивают предоставление конкурентоспособных услуг и разработку технологических решений в области инжиниринга.
Инвестиции получают финансово эффективные проекты, получившие положительную оценку по результатам инвестиционного анализа бизнес-плана и финансовой модели инвестиционного проекта. Средневзвешенная стоимость капитала проекта рассчитывается с учетом вложений фонда в уставной капитал и предоставления займа фондом.
Средства фонда могут быть направлены на развитие технологических решений, материально-технической базы, повышение квалификации или обучение персонала ТИК, построение каналов продвижения технологий, продуктов и услуг ТИК на рынок. Так же возможно финансирование операционных расходов ТИК на инвестиционной базе развития бизнеса.
Срок участия фонда в проектах по созданию ТИК не может превышать 7 лет.
Российская венчурная компания
Российская венчурная компания (ОАО «РВК») является государственным фондом венчурных фондов. Как государственный институт развития, компания играет одну из ключевых ролей в развитии национальной инновационной системы, осуществляя стимулирование венчурных инвестиций и финансовую поддержку высокотехнологического сектора.
ОАО «РВК», созданная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р, нацелена на стимулирование развития в России индустрии венчурного инвестирования, а также увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов.
Из задач, определенных ОАО «РВК»на 2014-2016 годы, в части поддержки инжиниринговой деятельности следующие:
проведение аудита участников инновационной экосистемы с целью выявления регионов и отраслей, на базе которых будет формироваться пилотная серия инжиниринговых компаний;
проработатка институциональных (законодательных) инициатив для поддержки деятельности инжиниринговых компаний;
запуск пилотных проектов по созданию инжиниринговых компаний.
ОАО «РВК» к настоящему моменту создала 18 фондов. Один из них — Инфрафонд, специализация которого включает поддержку проектов создания специальной инфраструктуры для высокотехнологичных компаний. В частности Инфрафонд активно участвует в развитии рынка специализированных сервисов и услуг, в том числе направленных на ускоренное развитие наукоемкого бизнеса, продвижения инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Инфрафонд рассматривает заявки компаний, оказывающих услуги инновационным организациям и осуществляющих инжиниринговую, консультационную, экспертную, исследовательскую, аналитическую, научно-техническую, организационную деятельность в целях содействия созданию, техническому, финансовому и бизнес-развитию и продвижению инновационных компаний и проектов, а так же привлечению инвестиций и финансирования в инновационные компании и проекты. Кроме того, сервисная компания, претендующая на инвестиции фонда, в результате своей деятельности должна не только решать конкретную проблему инновационного рынка, но и предлагать уникальные услуги или продукты.
Технологические инжиниринговые компании (ТИК), в соответствие с требованиями Инфрафонда, должны обладать отраслевой инфраструктурой (оборудование и компетенции) и быть ориентированы на внедрение новых технологических решений в сложные производственные цепочки. Таким образом ТИКи должны устранять провалы рынка между отраслевой наукой и потребностями крупных индустриальных заказчиков, не готовых брать на себя риски доработки технологических решений до уровня их готовности к промышленному использованию.
Требования к ТИКам, запрашивающим инвестиции Инфрафонда:
наличие у проектной команды необходимых профессиональных знаний и квалификации, научной и технологической компетенции в рамках заявленной специализации, опыта выполнения НИР и ОКР;
наличие опыта успешного внедрения технологий и продуктов, разработанных за последние несколько лет по заказу сторонних организаций на основе имеющейся технологической базы;
достаточность имеющихся у участника ресурсных возможностей по реализации проекта (кадровых, финансовых, материально-технических);
доля выручки от оказания инжиниринговых услуг и разработки технологических решений в структуре общей выручки, предлагаемой к созданию или существующей ТИК составляет не менее 50% за любой аналитический период;
проектом предусмотрена защита (соблюдение) прав интеллектуальной собственности, лежащих во основе технологической базы и решений (наличие международных и российских патентов, ноу-хау и прочее);
наличие подтверждения объема потенциального рыночного спроса на услуги ТИК в виде предварительных соглашений на выполнение ОКР или ОТР по заказам сторонних компаний.
Инфрафонд предоставляет не более 75% от объема инвестиционной потребности инфраструктурных компаний в денежной, имущественной форме либо в виде прав на результаты интеллектуальной собственности в сумме (эквиваленте) не более 100 млн. рублей на первом раунде инвестирования. Допускаются любые юридические и финансовые условия сделок, разрешенные действующим законодательством Российской Федерации.
Российский фонд технологического развития, Фонд развития промышленности
Фонд развития промышленности сформирован на базе ФГАУ «РФТР» в соответствии с распоряжением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 28 августа 2014 года с целью стимулирования модернизации предприятий российской промышленности и производства ими конкурентоспособной продукции, обеспечивающей импортозамещение. Ключевой задачей Фонда является повышение доступности займов для финансирования производственно-технологических проектов и создания новых производств на базе принципов наилучших доступных технологий, форсированное инвестирование в реальный сектор экономики. Деятельность Фонда сконцентрирована на реализации механизма стимулирования производственно-технологических и промышленных компаний в направлении разработки, внедрения и вывода на рынок новых продуктов, обеспечивающих конкурентоспособность компаний на мировом рынке, замещение импортных продуктов на российском рынке, повышении экологических и ресурсосберегающих характеристик технологий.
С 2013 года Фонд участвует в экспертизе и консультационном сопровождении проектов создания инжиниринговых компаний при вузах.
В рамках создания и развития Фонда развития промышленности предусмотрена специальная программа «Проекты консорциумов и инжиниринговых компаний», ориентированная на финансовое обеспечение проектов разработки новых технологий, отвечающих принципам наилучших доступных технологий. Проекты должны соответствовать следующим условиям:
общий бюджет проекта — от 500 млн. рублей, включая внедрение на предприятиях;
общий целевой объем продаж новой продукции по итогам внедрения на предприятиях — не менее 1 млрд. рублей в год, начиная со второго года серийного производства;
наличие обязательств предприятий по внедрению результатов разработок на собственных производствах с выкупом прав на технологию или выплатой в адрес заемщика лицензионных платежей в объеме, не менее сумм, достаточных для погашения займа и процентов по нему в течение двух лет с момента завершения разработки технологии.
Для достижения субъектами промышленной деятельности указанных целей Фонд предоставляет целевой займ в сумме от 100 до 700 млн. рублей на период до семи лет. Размер ставки по займам составляет от 5% годовых.
Внешэкономбанк
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», созданная в 2007 году путем реорганизации Банка внешнеэкономической деятельности СССР, действует на основании Федерального закона от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ «О банке развития», и выполняет роль в реализации государственной инвестиционной политики. Деятельность Внешэкономбанка направлена на преодоление инфраструктурных ограничений роста, повышение эффективности использования природных ресурсов, развитие наукоемкой промышленности, стимулирование инноваций, экспорта высокотехнологичной продукции, осуществление проектов в особых экономических зонах, в области защиты окружающей среды, поддержку малого и среднего бизнеса, поддержку экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции и услуг, в том числе в целях диверсификации национального экспорта.
Агентом Внешэкономбанка по реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства с 2007 года является дочерний ОАО «МСП Банк» (до 2011 года — Российский банк развития). Через сеть региональных банков-партнеров он предоставляет займы и иные формы поддержки малым и средним предприятиям во всех регионах России.
Фонд «Сколково»
На сегодняшний день фонд «Сколково» финансирует преимущественно проекты, направленные на осуществление исследований, разработок и коммерциализацию их результатов, в том числе прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы, организацию пилотного производства, запуск и развитие продаж, продвижение инновационного продукта и технологий на рынок. Кроме того фонд готовит предложения о механизмах субсидирования инжиниринговых центров, создаваемых на базе частных компаний. В частности, в фонде разрабатывается «Концепция центров индустриальных решений» как механизм ускорения и повышения эффективности процесса инжиниринговой деятельности. В рамках данной концепции планируется субсидирование затрат на создание инфраструктуры, обеспечение работ по методологиям прототипирования, тестирования, аттестации и др.