+7 (495) 380 19 85

Главная » Новости » Интервью » Сергей Тулупов: «Профессиональные кадры — решение есть!»

Сергей Тулупов: «Профессиональные кадры — решение есть!»

Компания:

Должность:

EnginRussia: Сергей Арсеньевич, как бы Вы охарактеризовали нынешнюю систему подготовки специалистов для действующих производств?

Сергей Арсеньевич: На сегодняшний день комплексная система подготовки современных кадров для производства в нашей стране находится в стадии становления. Одна из проблем заключается в том, что сегодняшний выпускник высшей школы требует дополнительной специальной подготовки, в то время как  экономике нужны уже готовые высококвалифицированные сертифицированные специалисты. Советская система повышения квалификации находится в процессе модернизации, и как следствие мы имеем разрыв между качеством подготовки специалиста в ВУЗе и требованием производства. Этот разрыв может быть сокращён за счёт дополнительного послевузовского образования (ДПО). Необходимы гибкие специальные центры ДПО. Их создание — непростая задача…

EnginRussia: получается, что ВУЗы готовят каких-то недоученных специалистов?

Сергей Арсеньевич: Высшая школа по сути своей довольна инертная; готовить под каждое конкретное производство специалиста невозможно, т.е. под каждое рабочее место нужны специальные знания. Конечно, высшую школу сильно не изменишь, да  и не надо. У неё другие задачи. Двухнедельная практика на заводе также ничего не решает. Сегодня не вызывает сомнения, что при подготовке кадров необходимо учитывать компетентностный подход. В результате обучения человек должен получить определённую компетенцию, что позволит ему применить на практике свои знания. Идея компетентностного подхода  при обучении анонсирована, но, увы, пока не реализована…

EnginRussia: каким образом проблема кадров решалась в советское время?

Сергей Арсеньевич:
Высшая школа выпускала специалистов; бакалавров и магистров в то время не было. Человек с дипломом приходил на завод, за два-три года проходил все должностные ступеньки от рабочего до мастера, постепенно повышал свою квалификацию, приобретая нужные компетенции.
Весьма солидным было среднее специальное образование: большое количество техучилищ, техникумов, существовали курсы по повышению квалификации и переквалификации при крупных  предприятиях, имели место центры/институты повышения квалификации.

EnginRussia: какие изменения произошли в сфере послевузовской подготовки в связи с переходом на двухуровневую систему образования?

Сергей Арсеньевич:
На сегодняшний день специалитет в высшем образовании резко уменьшился и остался только в тех отраслях, где есть «оборонка» ("МГТУ им. Н.Э. Баумана", МИФИ и т.д.). Все остальные ВУЗы перешли на бакалавриат и магистратуру. При этом должна резко вырасти послевузовская образовательная система. Она заключается в том, что человек должен всю жизнь повышать свою квалификацию, чтобы успевать за технологическими изменениями. Специалист должен быть всё время на плаву. Нельзя, получив образование, 30 лет почивать на лаврах. Технологии изменились, в промышленность приходят инновации, автоматизация, сокращается количество рабочих мест. Человек со старыми знаниями, с «кувалдой на плече» не может управлять современным технологическим процессом. И если человек не готов к изменениям, не спешит повышать квалификацию, то он выпадает из современного процесса производства. При этом в моногородах, где кроме одного крупного предприятия ничего нет, особенно остро стоит проблема переквалификации кадров. Там человек, попав под сокращение, выходит на улицу и начинает разбойничать. Таких людей нужно переквалифицировать: например, из металлургов, в управдомов.

EnginRussia: проблема квалификационной составляющей персонала на российских производствах обостряется с каждым годом. Может, стоит прибегнуть к опыту зарубежных держав?

Сергей Арсеньевич: Действительно, за рубежом эта проблема неплохо решается, они имеют годами отработанную систему. После учёбы человек, прежде чем прийти на производство, получает дополнительное специальное образование, приобретает компетенцию под конкретное рабочее место. На это тратятся корпоративные деньги. Там работают законы корпорации: люди обязаны регулярно проходить соответствующее повышение квалификации. Само производство заинтересовано в том, чтобы сотрудник рос, соответствовал уровню производства и даже в чём-то опережал его. Он обязан повышать квалификацию. Если его сокращают, фирма и государство обеспечивают ему возможность получения новых знаний, компетенций. После переквалификации человек занимает предложенное ему новое рабочее место.

EnginRussia: в связи с появлением в Российской Федерации такой реалии как бакалавриат, возникает вопрос: чего можно ждать от специалиста, отучившегося в высшей школе четыре года? На какую карьеру он может рассчитывать?

Сергей Арсеньевич:
Тот факт, что специалитет резко уменьшился, а бакалавриат, дающий общие, а не конкретные знания, увеличился, является, на мой взгляд, в чём-то удачным моментом. Послевузовская специальная подготовка становится более, чем актуальна. Бакалавры имеют общий уровень знаний, им целесообразно проходить через систему дополнительной спецподготовки для получения конкретных специальных знаний. В настоящий момент бизнес уже заинтересован, понимает и готов инвестировать в подготовку кадров. Бакалавр — очень удобная единица для послевузовской специализации. Он за счёт государства получает общие знания, затем за счёт фирмы — требуемые компетенции. Нужно повысить уровень бакалавров, и тогда они разойдутся как горячие пирожки. Схема такова: предприятие формирует заказ (сколько и какие специалисты нужны), ВУЗ обеспечивает выпуск бакалавров  и передаёт их в специализированный образовательный центр, где они проходят дополнительную подготовку. А готовить кадры в этих центрах должны не только вузовские работники, но и люди с производства, включая специалистов зарубежных фирм.

EnginRussia: какие подвижки на данный момент есть в процессе становления системы  ДПО?


Сергей Арсеньевич:
Мы занялись решением проблемы дополнительного послевузовского образования лет шесть назад. Тогда это было на базе специалитета. Готовили кадры для промышленных объектов при их реконструкции. Во время работы возникло множество вопросов: как готовить, какие программы, какие компетенции должен получить специалист, кто и как их будет оценивать. Высококвалифицированный специалист — это штучный товар. Программы для его подготовки должны быть гибкие, адаптивные и в то же время конкретные.  Группа энтузиастов из МИсиС и Магнитогорского технологического университета сделали большую и сложную коллективную работу. Базовой точкой взяли уральский регион, где довольно много промышленных объектов. Были трудные переговоры с бизнесом, с региональными властями. Постепенно набрали опыт, сформулировалось некое видение. Полтора года назад программу на Урале запустили и создали в Магнитогорске региональный центр дополнительного послевузовского специального образования.

EnginRussia: какое место занимают центры ДПО в современной системе образования?


Сергей Арсеньевич: В стране существует около полутора тысяч центров дополнительной подготовки, но большинство из них на деле оказываются чем-то вроде фирмы «Рога и копыта» без образования юридического лица, аккредитации, сертификаты выдаются, напечатанные на принтере и т.д. Существует опасность того, что концепция образовательных центров может быть дискредитирована. При этом некие фирмы «Рога и копыта» станут продавать сертификаты, как дипломы в метро. Чтобы этого не случилось, необходимо ДПО ввести в государственную образовательную систему. Центры могут быть межрегиональными, региональными, городскими и т.д. Они должны предлагать гибкие программы обучения, после которых специалист будет в состоянии с первого дня начать активно работать на производстве. Ему не надо будет тратить год-два, пока он приобретёт необходимую квалификацию.

Резюмируя, отмечу, что, по существу, проблема подготовки высококвалифицированных специалистов есть общая государева проблема. Это ведь не только задача бизнеса, но и политическая задача. Крупные предприятия найдут деньги, чтобы подготовить кадры для своих нужд в собственных центрах ДПО, а вот что делать среднему бизнесу, у которого нет таких ресурсов? Выход из этой ситуации для среднего бизнеса видится в создании межрегиональных, региональных и городских центрах ДПО, имеющих соответствующую лицензию и аккредитацию.

Общероссийская Общественная Организация «Деловая Россия», ориентированная на участие малого и среднего бизнеса в инновационной модели экономики, подошла к проблеме ДПО заинтересованно. Недавно была создана рабочая группа, в которую вошли представители комитета «Инжиниринг» Деловой России,  Магнитогорского Государственного Технического Университета им. Носова, а также Международного Союза «Металлургмаш». Предполагается реализовать пилотный проект в области современного профессионального образования - создание центра подготовки и переподготовки кадров для горно-металлургической отрасли в Магнитогорске. То есть этот проект решает еще одну очень важную задачу – развитие регионов.   Есть надежда, что комитет «Инжиниринг» при Федеральном Межотраслевом Совете Деловой России как куратор данного процесса, совместно с представителями малого и среднего бизнеса, региональными властями и образовательными учреждениями различного профиля  сможет поднять решение общенациональной проблемы подготовки компетентных кадров на государственный уровень. Отмечу также, что одним из последних поручений Председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина по итогам его участия в заседании генерального совета «Деловой России» стало задание Минобрнауке, Минрегиону и Минздравсоцразвитию России совместно с Деловой Россией разработать и представить в правительство РФ предложения по подготовке и переподготовке кадров. Наш комитет готов принять активное участие в разработке конкретных предложений и программ по решению этого важного для России вопроса.

Беседовала Анна Захарова


Возврат к списку