+7 (495) 380 19 85

Главная » Новости » Интервью » ИРИНА ЮШКОВА: 8 ШАГОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ

ИРИНА ЮШКОВА: 8 ШАГОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ

03.12.2015

Юшкова Ирина

Компания:

Должность: Cпециалист по развитию бизнеса/кризис-менеджер

EnginRussia.Ru: Ирина, что представляет собой в настоящее время рыбное хозяйство России и каково его состояние?

Ирина Юшкова: В отличие от большинства отраслей промышленности российской экономики рыбное хозяйство, в частности, рыбодобывающая отрасль выходит из кризиса. Рыбодобывающие компании вместе с рыбоперерабатывающими предприятиями и предприятиями, занятыми рыбоводством, имеют все шансы укрепить свои позиции на отечественном рынке.

С 2014 г. для рыбного хозяйства сложилась наиболее благоприятная конъюнктура в средне и долгосрочной перспективе для развития на российском рынке. Наиболее благоприятными факторами являются необходимость обеспечения продовольственной безопасности страны, внимание Правительства к проблемам отрасли и поиск решений для их устранения, политика импортозамещения.

Рыболовные предприятия в последние годы демонстрируют положительную динамику по всем экономическим и финансовым показателям. Однако рыбоперерабатывающие предприятия зависимы от сырья и результаты их хозяйственной деятельности зависят от сложившихся организационно-экономических отношений в отрасли. Следует учесть, что рыбоперерабатывающие предприятия испытывают «сырьевой голод» в связи с тем, что мощности предприятий предназначены на совокупный российский объём сырья для переработки в пределах до 8 млн. т. В настоящее время рынок сырья с учётом отечественного вылова/экспорта/импорта составляет 3,3-3,4 млн. т. Следовательно, дефицит сырья есть и будет сохраняться. Требуется выйти минимум на 5,5 млн. т. добычи ресурсов, чтобы обеспечить насущную потребность.   

Национальное рыбное хозяйство включает в себя рыбную промышленность; рыбоводство (аква- и марикультуру) в целях воспроизводства, а также создания товарной продукции; охрану водных биологических ресурсов бассейнов и вод российской юрисдикции; международные отношения, связанные ведением рыбохозяйственной деятельности российских предприятий и организаций, совместные научно-исследоватеские мероприятия и борьба с ННН-промыслом; отраслевую инфраструктуру всех отраслей рыбного хозяйства; научно-исследовательские организации отрасли и систему подготовки кадров; внутренний рынок рыбопродукции, в т.ч. рыбные аукционы и биржи и т.д.

EnginRussia.Ru: Какие инструменты регулирования рыбного хозяйства использует государство?

Ирина Юшкова: Под государственным регулированием рыбного хозяйства следует понимать сферу практической деятельности органов государственной власти, связанную с водными биологическими ресурсами и сопровождающую цепочку от «моря до прилавка» с целью обеспечения продовольственной безопасности России и активному присутствию страны в Мировом океане (рыболовная флотилия, научно-исследовательские суда, противодействие ННН-промысла). В связи с этим задачей государства является установление и охрана общих правил функционирования рынка, способствование развитию научно-технического прогресса, а также развитие финансовой, налоговой политики, правовое обеспечение.

Инструментами государства для осуществления регулирования рыбного хозяйства являются нормативно-правовая база; система государственных контрактов; регулирование экспортно-импортных операций, системы кредитования и налогообложения; различные формы экономического стимулирования; природно-охранные меры и контроль рационального использования природных ресурсов и т.п.

Рациональное использование водных биологических ресурсов и стабильно развивающееся рыбное хозяйство удовлетворяет потребность четырех групп:

1) Государства, т.к. обеспечивает продовольственную безопасность страны; формирует занятость населения; обеспечивает поступления в бюджет всех уровней; формируется экономическое развитие прибрежных территорий;

2) Населения: удовлетворение в потреблении рыбной продукции, наличие рабочих мест, в том числе в смежных отраслях и подотраслях;

3) Предпринимательства: получение прибыли, самозанятость;

4) Страны-импортёры: удовлетворение потребности в российских поставках сырья и готовой продукции.

EnginRussia.Ru: Какова динамика объемов добычи рыбных ресурсов?

Ирина Юшкова: В последние годы уровень добычи сопоставим с 90-ми годами прошлого века. В 90-е годы 20 века, которые явились разрушительными для всех отраслей экономики страны, рыбодобывающая отрасль России, снизив объём добычи, по сравнению с советским периодом, тем не менее, показывала те же результаты, что и в настоящее время и превышала их (табл. 1): 4,748 млн. т. в 1997 г., 4,542 млн. т. в 1998 г., 4,296 млн. т. в 2013 г., 4,215 млн. т. в 2014 г.).


В то же время в период, названный «тучными нулевыми», добыча водных биологических ресурсов вернулась на уровень 1962-1963 гг. В 2004 г. был достигнут «исторический минимум» современной истории российского рыболовства, составивший 2,965 млн. Этот парадокс подчёркивает специфику рыбной отрасли при прочих равных условиях.

С 2011 г. по 2014 г. объём добычи водных биологических ресурсов остановился на отметке чуть более 4,2 млн. т. и не доходит до 4,3 млн. т. несмотря на то, что с 2004 г. действует и совершенствуется основной отраслевой закон [3], в 2008 г. закреплены квоты до 2018 г., из рыбодобычи выведено активное присутствие иностранного капитала, реализуются государственные программы развития, ставка по кредитам Центрального Банка России в настоящее время гораздо ниже ставок 90-х гг. 20 века (рис.1), а мировые цены на бункерное топливо удерживаются на относительно низком уровне.


Несмотря на положительную конъюнктуру индикатор - объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов (годовое значение) в 4 240 тыс. т., обозначенный в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 314 (ред. от 03.04.2015 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», Подпрограмма 1 «Организация рыболовства», Приложения № 1 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1416) [5], не достигнут в 2014 г. При этом данная редакции в целом носит умеренный, и крайне осторожный прогнозный сценарий.

Отмечу, что факторы, существенно снизившие эффективность отрасли после распада СССР являются объективными. Подобный процесс рыбное хозяйство «проходило» в период становления Советской власти.

Период 1917 - 1931 гг. сопоставим с периодом, связанным с распадом СССР (1991 г.) и переходом к рыночной экономике по настоящее время. Изменение форм собственности и разрушение отраслевых и межотраслевых связей, жёсткое давление на субъекты рыбного хозяйства, частые реорганизации отраслевых организаций и ведомств, многочисленные изменения в нормативно-правовой базе, характеризовали оба периода и привели рыбную отрасль к системному кризису. В свою очередь, внимание к проблемам всех отраслей рыбного хозяйства, учёт её специфики, параллельно проводимые точечные улучшения - способствовали за сравнительно короткий срок восстановить положение отрасли.

EnginRussia.Ru: Что, на Ваш взгляд, повысит эффективность рыбного хозяйства в целом?

Ирина Юшкова: В настоящее время основными причинами неэффективного использования природных ресурсов являются: изношенность и технико-технологическая отсталость материально-технической базы отраслей рыбного хозяйства; избыток контролирующих органов; частые изменения и несовершенство отраслевой нормативно-правовой базы; недостаточно высокий уровень автоматизации и механизации, а также использования современных технологий; поиск государством путей обременений рыбодобывающих предприятий; неразвитость инфраструктуры; разрыв межотраслевых и внутриотраслевых связей, слабое развитие кооперации и интеграции; недостаток инвестиций; неопределённость с выделением квот после 2018 г.; административные барьеры и межведомственные и внутриведомственные разногласия; сложившиеся противоречия между рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслями, экспортёрами и предприятиями, работающими на внутренний рынок, отраслевое лоббирование.

Небольшой, но устойчивый подъём, который наблюдается в рыбном хозяйстве с 2009 г., связан с переходом отрасли в прямое подчинение Правительству РФ с 2008 г. до 2012 г. и с изменением нормативно-правовой базы отрасли, потенциал которой подходит к концу. Функционирование территориальных управлений ФАР в нескольких Федеральных округах и рыбохозяйственных бассейнах усложняет оперативную деятельность, создаёт ряд несогласованных действий, что в свою очередь негативно отражается на рыбодобывающих компаниях.

Рыбное хозяйство, как важная часть экономики страны, имеющая народнохозяйственное и стратегическое значение, испытывает необходимость в совершенствовании государственного регулирования. Специфика рыбного хозяйства требует осторожного и обдуманного подхода к управлению всех её подотраслей.

Согласно определению Шеметова П.В., Чередниковой Л.Е., Петуховой С.В., регулированием является «вид управленческой деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы на определённой траектории. Регулирование направлено на предотвращение или исправление сбоев в процессе функционирования организации по отношению к цели» [6].

Характеристиками системы, по отношению к рыбному хозяйству, будут адаптивность, устойчивость, рациональность, управляемость, коммуникативность. Для обеспечения этих характеристик требуется соблюдение целей и задач государства с учётом интересов субъектов предпринимательской деятельности.

В настоящее время существует ряд нерешённых отраслевых задач. Соглашусь с вышеперечисленными авторами, которые предлагают следующие решения.

1) Название отраслевого ведомства. Болезненный отраслевой вопрос, связанный с тем, что наиболее эффективное управление отраслью осуществлялось в СССР Министерством рыбного хозяйства. Наблюдалось понимание процессов, происходящих в рыбном хозяйстве, и принимались меры, наиболее способствующие увеличению вылова и обеспечению сырьём порядка 56-58 отраслей промышленности народного хозяйства. Но и в тот благоприятный период имелись издержки системы (в рыбных портах стояли суда в очереди под разгрузку; не хватало холодильных мощностей, тары, жести для производства консервной продукции; внутренний рынок испытывал дефицит в ассортименте рыбной продукции). Но в целом, государственное регулирование выполняло основные задачи: Россия являлась рыбной державой, широко представленной в Мировом океане, рыбаки были защищены от безработицы и социальной неустроенности.

Память о величии России, как рыболовной державы, достигшей максимального в истории страны объёмов добычи в отечественной истории под руководством отраслевого министерства, делает предпочтительным выбор в его пользу отраслевого ведомства с прежним названием.

Исследование, проведённое авторами, позволяет также судить о том, что и Министерство сельского хозяйства, как в Китае и США, способно эффективно управлять рыбным хозяйством. А учитывая растущую роль рыбоводства всех форм и роль сельхозпроизводителей в обеспечении продовольственной безопасности страны, уместен компромиссный вариант - Министерство агропромышленного комплекса, сельского и рыбного хозяйств.

Следовательно, выбрав «окно» наибольшего перерыва рыбохозяйственной деятельности желательно провести реорганизацию отраслевого ведомства. Данный период требуется для проведения технических организационных процедур (замена печатей, вывесок, внутренних приказов) с целью минимизации простоев и потерь экономической деятельности предприятий и научно-исследовательских организаций.

В рамках нового министерства следует создать Департамент рыбного хозяйства, так как существующее в настоящее время название департамента имеет дисбаланс в структуре названия (Департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) – рыбоводство является составной частью рыбного хозяйства).

В составе Департамента следует создать функциональные отделы: рыболовства, рыбоводства, охраны и мониторинга, планово-экономический, инфраструктуры и материально-технической базы отрасли, международных отношений, научно-исследовательский, рынка внутреннего потребления и т.д.

2) Амнистия «незаходных» судов, без условий возраста судна. В связи с тем, что рыбаки по отдельным квотируемым объектам на 100% не выбирают ОДУ, следует амнистировать незаходные суда, которые выберут недостающие объемы.

Амнистированные суда, будут являться дополнительным «вливанием» в состав материально-технической базы отрасли.

3) Большое количество фактов браконьерства в рыбном хозяйстве регионов: Сахалинской обл., Камчатском крае, Хабаровском крае, Астраханской обл., указывает на наличии физических лиц и малых предприятий, ведущих нелегальную деятельность, но связанную с рыболовством и переработкой.

Следует провести мониторинг о достаточности рабочих мест для населения указанных регионов. Если рабочих мест не хватает, но население не выезжает, следует создать мелкие экспериментальные предприятия для вылова «неодуемых» объектов, которые неинтересны крупным и средним рыбопромышленникам.

Это создаст дополнительные рабочие места, частично снимет социальную нагрузку, увеличит дополнительный объём добытых водных биологических ресурсов.

Часть рыбы следует использовать для пищевых целей, часть на производство рыбной муки, кормов для звероводства, возможно создание отечественной лини кормов для домашних животных, из водорослей создать новые косметические производства по изготовлению косметической продукции аналогично европейским брендам Франции, Италии, Израиля, др.

4) Квотирование. Для развития рыбного хозяйства, предлагается дифференцированный подход. Наиболее эффективным мне представляется следующее распределение:

- Рыбодобывающие компании прибрежных моногородов со структурой предприятий от 50% занятых рыболовством, а также компании рыбацких посёлков должны быть обеспечены квотами на 49 лет с автоматической пролонгацией в случае соблюдения структуры (предприятия города занятые рыболовством составляют не менее 50%);

- Рыболовецкие артели (колхозы), деятельность которых основана на рыболовстве всех видов, и история которых началась до 1992 г., должны быть обеспечены квотами на 25 лет, с автоматической пролонгацией в случае соблюдения условий: основной вид деятельности – рыболовство, продукция поступает на внутренний рынок, освоение квот на уровне установленных законом;

- Компании, образованные после 1991 г., продукция которых (80%) поступает на внутренний рынок, представлена в розничных сетях (при наличии подтверждающих договоров), должны быть обеспечены квотами на 20 лет, с автоматической пролонгацией в случае соблюдения условий: продукция поступает на внутренний рынок, освоение квот на уровне установленных законом;

- Прочие компании (зарегистрированные и ведущие деятельность), должны быть обеспечены долями квот, сформированными по остаточному принципу. Квоты на 15 лет.

5) Рекомендуемая норма потребления рыбы и морепродуктов составляет 23,7 кг на душу населения (от 22 до 27 кг). Но реальное потребление в разных регионах различно. В Приморье и на Камчатке - это 31-34 кг, в крупных городах страны чуть ниже, в сельских и удалённых территориях население не потребляет рыбу в объёме рекомендуемой нормы. Данный объём потребления сложился с культурными предпочтениями населения, доступностью рыбной продукции как в ценовом, так и видовом разнообразии. Рыба - народное достояние, но жители ряда регионов, по-прежнему требуемый объём недополучают. Не смотря на то, что полное самообеспечение рыбными ресурсами достигнуто Россией с 2010 г. по валовому объёму, и в связи с тем, что в 2010 и 2011 гг. экспорт составлял 40% от добычи ВБР, и 38,68% в 2012 г. - фактическое потребление на душу населения не достигло физиологической нормы по рыбным продуктам даже в период самообеспечения. Объём экспорта превышает допустимые нормы. Целями регулирования в данном случае будет спрос и предложение, таможенная политика.

6) Согласно все тому же исследованию авторов, наиболее эффективно экономические инструменты регулирования рыбным хозяйством, за редким исключением, используют региональные Правительства, заинтересованные в развитии вверенных им территорий. Хорошо проявил себя институт губернаторства прибрежных регионов, правительство Ростовской обл.

Увеличение доли регионального бюджета за счёт снижения отчислений в федеральный бюджет, было бы способно создать материально-финансовую базу региона. Обеспеченный «полноценным» бюджетом регион способен самостоятельно постепенно создать как промышленную, так и социально ориентированную инфраструктуру. Что, в свою очередь, является базисом для закрепления населения и обеспечивает развития местных и приток экономически активных предприятий.

7) Требуется использовать имеющиеся ресурсы отрасли: наращивать объём искусственно выращенной рыбы (с 3,4-4 % в доле добычи - до максимально возможного); использовать водоросли, как дополнительный ресурс (с 3-5% от ресурсной базы до 100% - 1 млн. т по прогнозам); включать недоиспользуемые малоценные виды рыб в промысел, используя государственную поддержку и потенциал малых предприятий в регионах; вернуть океанический промысел в том числе, путём развития отечественного судостроения; совершенствовать нормативно-правовую базу, с целью прекращения потери промыслового времени при соблюдении условий перехода через государственную границу; создать современную портовую инфраструктуру, с целью оперативного обслуживания рыбопромысловых судов; поднять престиж профессии рыбака.

8) Рыночные отношения и сама суть предпринимательской деятельности предполагает свободу выбора, и поиск наиболее рациональных путей оптимизации бизнеса для получения максимальной прибыли. Государству следует максимально использовать этот фактор (предпринимательский талант как фактор производства) в своих целях.

EnginRussia.Ru: Резюмируем…

Ирина Юшкова: Итак, целью государственного регулирования экономикой страны является достижение экономической и социальной стабильности, рост жизненного уровня и благосостояния населения, повышение международного авторитета Российской Федерации. Эти цели достигаются, в том числе посредством эффективного и рационального использования всех ресурсов рыбного хозяйства.

В целях государственного регулирования рыбного хозяйства и соблюдение интересов предпринимателей, предлагается: оптимизировать отраслевую организационную структуру; доработать и согласовать с рыболовным сообществом действующие законы, позволяющие вести экономическую деятельность в рамках адаптированной правой базы к условиям ведения бизнеса и с учётом отраслевой специфики; при определении условий квотирования после 2018 г., применить дифференцированный подход; снять таможенные ограничения с «незаходных» судов; провести ревизию правовых норм в целях снятия устаревших правил; использовать потенциал регионов и предпринимательства; в долгосрочной перспективе требуется вернуть утраченные Россией позиции и поднять уровень добычи водных биологических ресурсов до 7-8 млн. т., в том числе за счёт развития рыбоводства. 

EnginRussia.Ru: Ирина, большое спасибо!

ЛИТЕРАТУРА, на которую ссылается Ирина Юшкова в интервью:

1. Составлено автором по материалам Росстата: Промышленность России. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1995, С. 346-348

2. Составлено автором по материалам Росстата: Регионы России.   Социально-экономические показатели. Статистический сборник. - М.: Росстат. 2007, С. 628-629

3. Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ред. от 02.05.2015 г.).// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc;base=LAW;n=178907

4. Составлено автором на основе данных Центрального Банка РФ.// www.cbr.ru

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 314 (ред. от 03.04.2015 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=177941

6. Шеметов П.В., Чередникова Л.Е., Петухова С.В. Менеджмент: управление организованными системами. – М.: Омега-Л, 2012, С. 44




Возврат к списку