+7 (495) 380 19 85

Главная » Новости » Интервью » «В какой-то мере мы должны быть благодарны Обаме и Меркель за стимул к развитию отечественного инжиниринга…»

«В какой-то мере мы должны быть благодарны Обаме и Меркель за стимул к развитию отечественного инжиниринга…»

Корнилова Анна

Компания: Прочность, ЗАО

Должность: Ведущий научный сотрудник

Европейская экономическая комиссия ООН трактует понятие инжиниринга как особую деятельность, связанную с созданием и эксплуатацией предприятий и объектов инфраструктуры, или, иначе говоря – совокупность проектных и практических работ и услуг, относящихся к инженерно-технической области.  Однако то,  что за рубежом относят к инжинирингу, в России определяют как изыскания, проектирование, авторский надзор, опытно-промышленная эксплуатация, отраслевые научно-исследовательские разработки. Не секрет, что в современных условиях российский инжиниринг (в российской же трактовке этого термина) испытывает ряд трудностей, вызванных и внутренними объективными причинами, и внешними, катализированными реакцией западных стран на активную внешнюю политику России. 

В связи с этим я взяла ряд небольших интервью у разных людей, так или иначе причастных к инжиниринговой деятельности, таким образом, чтобы выборка опрошенных была репрезентативна и позволяла взглянуть на сложившуюся ситуацию и пути выхода из нее с различных точек зрения. Всем интервьюированным были заданы два вопроса: 

• Какие основные проблемы для современного инжиниринга Вы видите? Что мешает Вам и Вашим коллегам плодотворно и с радостью работать?

• Пути решения этих проблем?

Ниже приведены некоторые интервью и сделана попытка статистической обработки полученных данных.

Сергей Шпыгарь, к.т.н., ведущий научный сотрудник ВНИИметмаш (отдел прессовых машин)

   1. Основная проблема сейчас – разрыв поколений. Молодые специали-сты не знают оборудование, которое было спроектировано и изготовлено на предприятии, где они работают. Поэтому часто пытаются «изобрести велосипед».  Низкая оплата инженерного труда. Отсутствие в стране  четкой технической политики. Предпочтение предприятиями  импортной продукции. Купить оборудование, например, у немцев дешевле, так как комплектное оборудование освобождается от таможенных пошлин и НДС. Если же покупать комплектующие, то придется платить НДС и ввозную пошлину от 23 до 28%.  Поэтому получается, что пока покупать оборудование за рубежом на четверть дешевле, и как правило, все поставки будут осуществлены в срок. А раз так получается цепочка – нет заказов – нет денег – нет специалистов.   

2. Сейчас ситуация начинает исправляться и именно благодаря санкциям в отношении России. Так что в какой-то мере мы должны быть благодарны Обаме и Меркель за стимул к развитию отечественного инжиниринга. Например, сейчас будет реализован давний совместный проект ВНИИметмаш с Уралмашем – валковый пресс для осадки с вытяжкой. Это единственная технология изготовления ведущих валов привода судов, которую признает страховая компания Ллойд при заключении страховых договоров.  Проект будет реализован «Трансмашхолдингом», куда входит ЗАО «Коломенский завод».


Роман Батарин, аспирант 1-ого года обучения кафедры СПД МГТУ «Станкин»

  1.  Нежелание молодежи идти на инженерные специальности – инженерам мало платят, сложно
учиться, отсутствие перспектив, большой стаж до достижения приличной зарплаты и творческой работы. Молодежь сейчас вынуждена работать, часто не по специальности, потому что такую работу легче найти, например, продавцами. За время учебы многие делают определенную карьеру в этом направлении. И после окончанию учебы продолжают работать не по приобретенной в вузе специальности.


2. Как решать эту проблему? Принимать на работу в инжиниринговые фирмы с младших курсов, обучать в процессе работы. 


Эллина Евдокимова, исполнительный директор Некоммерческой организации «Ассоциация Металлургических экспертных центров»

1. Сырьевая направленность современной российской экономики и незаинтересованность бизнеса в долгосрочных вложениях, направленных на инновационные инженерные изыскания и разработки, являются, на мой взгляд, основной проблемой современного инжиниринга. Отсюда происходит незаинтересованность нашего общества в инженерной деятельности, непопулярность инженерных профессий, падение квалификационного уровня инженерного персонала. 

2. Последние внешнеэкономические события показывают необходимость развития производящих и перерабатывающих отраслей экономики. Необходимы целевые программы, курируемые государством и крупным бизнесом, направленные на конкретные идеи развития конкретных про-изводств. В этом случае возникнет потребность в квалифицированных инженерах, способных выполнить эти задачи. За последние годы перечень инженерных профессий в технических вузах заметно сократился. Но спрос рождает предложение. Только инженерные и научные достижения двигают прогресс и поддерживают общество на определенном уровне.


Игорь Сильверстов, к.т.н., ведущий инженер-конструктор инжинирингового научно-образовательного центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» (НОЦ НКМН)

1. В настоящее время существует проблема невостребованности качественного инжиниринга в России. Не секрет, что существуют инжиниринговые фирмы, «перекладывающие бумажки». Да, и руководство таких фирм зачастую не является компетентным в инжиниринговой области. 


2. Как решать проблему? Ставить во главе инжиниринговых структур технических специалистов. И финансы выделять под этих специалистов. Такой опыт был в Советском Союзе – фирмы С. П. Королев, И.В Курчатов и другие. Возможно, это один из самых правильных путей развития российского инжиниринга.



Николай Корнев, начальник отдела неразрушающего контроля ЗАО «Прочность»

 
1. К сожалению, осталось не так много вузов, дающих качественное инженерное образование. Студент должен стимулироваться стипендией и самое главное – перспективой. ЗАО «Прочность» до акционирования в 1992 году был отделом прочности ВНИИметмаш. Так вот, раньше ВНИИметмаш делал всё – «от» и «до». Это была – школа. Сейчас в металлургии все печальнее. Очень мало своих разработок, которые идут в производство. Уникальное оборудование менее востребовано. 


2. Построение правильной технической политики на уровне правительства. Выбор оптимального соотношения между покупными и отечественными изделиями, со все возрастающей по мере развития отечественного инжиниринга доли российских разработок.



Иван Карпухин, генеральный директор ЗАО «Прочность» 

1. Роль инжиниринга свелась к обслуживанию уже изготовленного оборудования. Увлеклись закупкой импортного оборудования, и собственные разработки стали автоматически не нужны. Наши предприятия закупают оборудование вместе с технологиями. Инженерные кадры заняты освоением импортного оборудования. Возникновению этой ситуации имелись объективные предпосылки – отставание в некоторых отраслях. А в отраслях, где имелись преимущества (например, оборонная) не было достаточного финансирования, в связи с курсом на разоружение.

2. Что делать – воспользоваться ситуацией с санкциями. Все что можем де-лать сами, делать самим. Кроме того, надо решать серьезный вопрос с подготовкой кадров. Надо понять, кто является заказчиком специалистов, исходя из каких потребностей, мы собираемся готовить кадры.  Нужно повышать уровень теоретической подготовки, определяемый знанием математики, физики, химии; уровень инженерной специальной подготовки, определяемый знанием сопротивления материалов, теоретической механики,  материаловедения. И особое внимание нужно уделить информатике. Я считаю, нужно переходить на систему проектного финансирования инжиниринговой деятельности. Например, необходимо произвести какой-либо продукт, который нужно изначально разработать. Заранее рассчитывается стоимость проекта, после чего приступают к его реализации. Поскольку изначально проект финансируется исходя из потребности в продукте, то такой подход позволяет избежать перерасхода средств. И на выходе получаем продукт заданного качества. При проектном проектировании учитываются как техническая, так и экономическая составляющие.


Андрей Яковицкий, первый заместитель Генерального директора ЗАО «Прочность»

 1. Произошли большие изменения в той части инжиниринга, которой мы занимались в последние годы – введены новые технические регламенты, новый закон о промышленной безопасности ЗоПБ от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".  Мы были не готовы к таким изменениям. В части проектирования (строительства новых объектов, модернизация и техническое перевооружение старых), которым также занимается наша организация, есть проблемы – отсутствие финансирования, инвестиций. К своим недоработкам могу отнести  недостаточность рекламных усилий  ЗАО «Прочность» в сложившихся условиях.

2. Что делать? Ну, тут у меня один ответ – РАБОТАТЬ!

Я специально поставила эту жизнеутверждающую фразу в завершение цикла интервью.  А в целом, обобщив результаты опроса (часть интервью осталась «за кадром» из-за моего желания сделать материал более наглядным и компактным), можно сказать, что решение проблем современного инжиниринга с точки зрения людей, непосредственно им занимающихся, выглядит так:

       1. Повышение уровня инженерного образования (отмечена как наиболее острая проблема 97% опрошенных).

       2. Разработка государственной технической политики, направленной на поддержание отечественных предприятий (96% опрошенных).

       3. Введение системы проектного финансирования (45% опрошенных).

       4. Назначение в руководство инжиниринговых структур технических специалистов (34% опрошенных).

       5. Ну, главное  – работать (не все опрошенные сказали эту фразу, но все имели ее ввиду, поэтому – 100% опрошенных).

Благодарю всех коллег за уделенное время и честные ответы.

Корнилова Анна Владимировна

д.т.н., проф., ведущий научный сотрудник 

ЗАО «Прочность», Москва


Возврат к списку